Фото №1 - Фотопроект: строящее Средневековье
Этот проект начал Мишель Гийо — человек, который купил и отреставрировал замок Сен-Фаржо по соседству, а затем захотел возвести собственный, с нуля. «Стройка XIII века» не только привлекает туристов, но и вызывает интерес у ученых и реставраторов
Фото
МАНУЭЛЬ КОЭН / © MANUEL COHEN
Фото №2 - Фотопроект: строящее Средневековье
Фото
МАНУЭЛЬ КОЭН / © MANUEL COHEN

Инструменты каменотесов, как и все орудия труда на стройплощадке, сделаны вручную из доступных в XIII веке материалов. Это метод экспериментальной археологии — направления, представители которого изучают технологии и условия жизни прошлых эпох непосредственно на собственном опыте.

Фото №3 - Фотопроект: строящее Средневековье
Ступальное колесо использовали еще древние греки и римляне. Силами одного-двух человек, которые вращали эту конструкцию изнутри, можно было поднимать груз весом в несколько тонн. Так работали и «подъемные краны» на стройках XIII века
Фото
МАНУЭЛЬ КОЭН / © MANUEL COHEN
Фото №4 - Фотопроект: строящее Средневековье
Элоди Мишель, веревочница. Веревки в Средневековье делали изо льна и пеньки — волокна, получаемого из стеблей конопли. Подстилки, сплетенные из веревок, подкладывают на стройке под обработанные камни, чтобы предотвратить сколы
Фото
МАНУЭЛЬ КОЭН / © MANUEL COHEN
Фото №5 - Фотопроект: строящее Средневековье
Никола Мишель, чеканщик монет. Он держит штамп, которым во дворе замка по технологиям XIII века чеканит для посетителей сувенирные монеты Геделона из сплава меди и серебра
Фото
МАНУЭЛЬ КОЭН / © MANUEL COHEN
Фото №6 - Фотопроект: строящее Средневековье
Летисия Ру, возчица. Строительные материалы и прочее необходимое в Геделон доставляют на повозках средневекового образца, запряженных волами или лошадьми
Фото
МАНУЭЛЬ КОЭН / © MANUEL COHEN
Фото №7 - Фотопроект: строящее Средневековье
Орели Пайяр, корзинщица. Корзины — универсальные средневековые средства транспортировки — Орели плетет из ивовых прутьев, которые предварительно вымачивает неделю, чтобы придать им гибкость
Фото
МАНУЭЛЬ КОЭН / © MANUEL COHEN
Фото №8 - Фотопроект: строящее Средневековье
Никола Тушфё, плотник. Одна из самых востребованных специальностей при строительстве замка. Плотники обтесывают балки, делают шаблоны для камнерезов, сооружают подъемные механизмы, леса, а также деревянные кружала, по которым рабочие выкладывают своды из известняка
Фото
МАНУЭЛЬ КОЭН / © MANUEL COHEN
Фото №9 - Фотопроект: строящее Средневековье
Йоанн Матео Альбаладежо, мельник. При замке появилась деревня, обитатели которой занимаются средневековыми ремеслами, готовят еду по рецептам того времени, ухаживают за посадками и посевами. Не так давно на озере неподалеку соорудили водяную мельницу. Ее построили по образцу мельницы XII века в Тевре, департамент Эр
Фото
МАНУЭЛЬ КОЭН / © MANUEL COHEN
Фото №10 - Фотопроект: строящее Средневековье
Алин Мёнье, каменотес. Она держит зубило для обработки известняка и наугольник — с его помощью проверяют точность прямых углов у каменных блоков
Фото
МАНУЭЛЬ КОЭН / © MANUEL COHEN
Фото №11 - Фотопроект: строящее Средневековье
Брюно Теваль, черепичник. Глину добывают неподалеку от места строительства. Массу помещают в формы и делают черепицу для крыш и плитку для пола в замке Геделон. Деревянная колотушка нужна, чтобы плотнее утрамбовать глину в раме. Заготовки 4–5 дней сушат на солнце, а затем обжигают в печи
Фото
МАНУЭЛЬ КОЭН / © MANUEL COHEN
Фото №12 - Фотопроект: строящее Средневековье
Фото
МАНУЭЛЬ КОЭН / © MANUEL COHEN
Фото №13 - Фотопроект: строящее Средневековье

Годом начала работ ради исторической точности «назначили» 1228-й. Проект стартовал в 1997 году, и сейчас на стройплощадке 1251-й. В то время эти территории принадлежали вассалу короля Франции Людовика IX Святого. Строящийся замок, у которого есть вымышленный хозяин Гильбер Куртене, — северофранцузского типа. Множество таких замков построил по всему королевству дед Людовика, Филипп II Август; некоторые сохранились.

Фото №14 - Фотопроект: строящее Средневековье
Фото
МАНУЭЛЬ КОЭН / © MANUEL COHEN

Выбирая место для замка, феодал руководствовался не только стратегическими соображениями, но и доступностью сырья для строительства. Возить материалы из отдаленной каменоломни или песчаного карьера было не только трудозатратно, но и дорого: за проезд по чужим территориям полагалось платить их владельцам.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, ноябрь 2020