Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Не просто начитать: история и современность аудиокниг

25 июля 2020

За последние пять лет продажи аудиокниг в среднем удвоились. Люди много времени проводят за рулем, стоят в пробках, тренируются в зале, режут салат к ужину или просто лежат на диване вечером трудного дня — и всё это можно делать, знакомясь с интересным текстом.

Не просто начитать: история и современность аудиокниг

История аудиокниг берет начало в 1877 году, когда Томас Эдисон представил свой фонограф. Он предложил десяток вариантов применения нового прибора, и одним из них было озвучивание литературных произведений для слепых и слабовидящих людей. Поначалу в успех предприятия не очень-то верили: продолжительность первых звуковых записей составляла всего несколько минут. Но вскоре все изменилось: уже в 30-е годы ХХ века были выпущены первые «говорящие книги» для слепых. Случилось это в США. Грампластинки распространялись бесплатно.

В 1940-х новый формат начал завоевывать радиоэфир. Дикторы читали в прямом эфире классические произведения, в некоторых случаях добавляли звуковые эффекты — порой получалось очень убедительно. Существует легенда, связанная с радиоспектаклем Орсона Уэллса по мотивам «Войны миров»: будто бы постановка до того удачно спародировала репортаж о нападении на Америку инопланетян, что около миллиона человек поверили в эту информацию.

Не просто начитать: история и современность аудиокниг
Продюсер радиопостановки «Война миров» по мотивам одноименного романа Герберта Уэллса Орсон Уэллс проводит пресс-конференцию для журналистов в октябре 1938 года. Уэллсу пришлось убеждать репортеров: никто не ожидал, что публика отреагирует на аудиоспектакль как на настоящие новости и что трансляция вызовет панику

В СССР централизованная запись аудиокниг началось в 1961 году, и опять-таки под эгидой Всесоюзного общества слепых. Потом начали выходить журналы с приложениями в виде тоненьких гибких грампластинок. Среди них было много и детских, например «Колобок».

В 1975 году появились автомобильные магнитолы, и это подстегнуло развитие рынка аудиокниг. Формат стал интересен многим, а западные издатели начали приобретать права не только на публикацию бумажной книги, но и на звуковую версию. Эта практика сохранилась и сегодня, только теперь аудиокниги можно слушать онлайн: в сети и электронных витринах смартфонов есть множество сайтов и приложений — онлайн-библиотек, которые предлагают коллекции классики, современной литературы, аудиокниги для саморазвития и многое другое.

Не просто начитать: история и современность аудиокниг

В интернете есть немало сообществ, участники которых начитывают аудиокниги сами. Конечно, это нужно делать с учетом срока давности исключительных прав на произведение, либо договариваться лично с автором. Всё, что для этого нужно, — компьютер, нормального качества диктофон и простейший аудиоредактор. И конечно, тишина. Чаще всего качество у таких аудиокниг средненькое, зато скачать их можно бесплатно. Правда, иногда и у таких доморощенных чтецов получаются превосходные записи. Некоторым удается даже монетизировать свое хобби.

Не просто начитать: история и современность аудиокниг

Профессиональное производство аудиокниг намного сложнее: сначала бумажную книгу читает редактор и расставляет в ней все ударения. Иногда на это уходит месяц или даже больше. Параллельно издатели выбирают актеров или чтецов для озвучивания — есть в этой сфере настоящие звезды, в их исполнении «заходят» даже не слишком интересные тексты. Бывает, что авторы сами зачитывают свои произведения. Этап записи длится до полутора месяцев, в среднем из трех часов записи получается два часа чистого текста.

Не просто начитать: история и современность аудиокниг

Заключительный этап — монтаж и доработка. Готовое произведение тщательно прослушивается. Бывает, только на этом этапе удается обнаружить мешающие посторонние звуки и прочие дефекты — брак. Такие оплошности отмечаются, и актер перечитывает нужные места. Это сложно, потому что нужно «поймать волну», чтобы вставленный фрагмент не казался инородным.

Иногда такая работа проделывается даже несколько раз! Крупные издательства могут предоставить выбор между мужским и женским голосами с разными тонами, интонациями, тембрами. Само собой, одну и ту же популярную книгу озвучивают еще и на нескольких языках.

Не просто начитать: история и современность аудиокниг

Современные технологии позволяют преобразовать текст в звук в два клика. Некоторые умудряются использовать такие приложения и программы для записи аудиокниг. Качество такого «бездушного» продукта заведомо оставляет желать лучшего.

Печатный текст можно прочитать быстрее, чем прослушать аудиокнигу, особенно если читать бегло, «по диагонали». А еще при прочтении текста лучше запоминаются имена второстепенных персонажей и другие детали. Зато аудиокниги не занимают места, с них не надо стирать пыль. Для их издания не расходуется древесина, что экологично. Ну, и это дополнительное подспорье для изучающих иностранные языки.

Не просто начитать: история и современность аудиокниг

Есть люди-аудиалы, лучше усваивающие информацию через слух. Правда, это довольно редкий тип — всего 5–7% населения планеты. Человек-аудиал никогда не теряет сути текста, даже если отвлекается во время его прослушивания. А если он отворачивается или закрывает глаза во время беседы, то не из-за неуважения к собеседнику — наоборот, так он усваивает информацию еще лучше.

По последним исследованиям центров Edison Research и Triton Media , в США в 2019 году 50% читателей выбирали не бумажную книгу, а аудиозапись. Возможно, дело в долгих пробках или изнурительных тренировках в спортзале, но многие респонденты отметили, что слушают литературные произведения и дома. Причем даже используют для этого стереосистемы.

Больше половины опрошенных любителей аудио — моложе 45 лет. Также более половины респондентов отметили, что стали намного чаще слушать книги, нежели радио или даже музыку. В среднем за год они «проглатывают» таким образом от 12 до 20 произведений. Излюбленными жанрами остаются фантастика и детектив, а также нон-фикшен: история, наука и биографии знаменитостей. В России наибольшую популярность имеют аудиоверсии классических произведений.

Фото: Getty Images, Wikimedia Commons

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения