Ладожское озеро обладает суровым характером, не зря его называют морем. При Петре I третья часть всех судов, что шли через Ладогу, погибала. Царь-реформатор не мог смириться с этим и затеял невероятное строительство — канал длиной более 100 км.

Фото №1 - Грандиозная затея Петра: 14 загадок Староладожского канала

В указе Петра I от 18 ноября 1718 года сказано: «Какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало...» Так был утвержден грандиозный проект.

Фото №2 - Грандиозная затея Петра: 14 загадок Староладожского канала

Уже 22 мая 1719 года Петр лично открыл строительство, три раза наполнив тачку землею и отвезя ее в сторону.

Фото №3 - Грандиозная затея Петра: 14 загадок Староладожского канала

Стройка обещала стать сложной и дорогой, так что государь даже ввел по всей России специальный «канальный» налог.

Фото №4 - Грандиозная затея Петра: 14 загадок Староладожского канала

Строительство канала поначалу шло очень тяжело: рабочие гибли десятками, не выдерживая сурового климата и сложных условий работы.

Фото №5 - Грандиозная затея Петра: 14 загадок Староладожского канала

К октябрю 1724-го была готова часть канала, соединяющая Новую Ладогу с деревней Дубно. По этому участку Петр Первый даже успел прокатиться лично.

Фото №6 - Грандиозная затея Петра: 14 загадок Староладожского канала

Работы продолжились при Екатерине Первой. Оставался последний участок, но он оказался самым сложным из-за каменистых грунтов.

Фото №7 - Грандиозная затея Петра: 14 загадок Староладожского канала

На небольшой отрезок, соединяющий реки Кобону и Неву, ушло целых два года. Но напомним: речь идет о начале XVIII века, никакой паровой техники не было и в помине.

Фото №8 - Грандиозная затея Петра: 14 загадок Староладожского канала

Детище Петра Первого открывала уже Анна Иоанновна: 19 марта 1730 года она лично разрушила лопатой последнюю земляную перемычку на территории Шлиссельбурга. Первое время транспортировка грузов по каналу велась с помощью конной тяги. Прилегающая дорога была заполнена лошадьми и даже бурлаками, которые при помощи бечевок тянули суда.

Фото №9 - Грандиозная затея Петра: 14 загадок Староладожского канала

Впрочем, гидротехническое сооружение быстро преобразило территорию вокруг. Вдоль канала появились новые поселки, бойко шла торговля.

Фото №10 - Грандиозная затея Петра: 14 загадок Староладожского канала

Навигация осуществлялась до 200 дней в году.Но уже к 1826 году канал окончательно пришел в упадок. Какое-то время по нему еще ходили плоты и маленькие пустые суда...

Фото №11 - Грандиозная затея Петра: 14 загадок Староладожского канала

Теперь же канал зарос практически на всем протяжении и лишь в районе Шлиссельбурга и Новой Ладоги да еще пары деревень имеет вид собственно канала, а не болота. Тем не менее сооружение остается известной достопримечательностью Кировского и Волховского районов Ленинградской области.

Фото №12 - Грандиозная затея Петра: 14 загадок Староладожского канала

Ведь в свое время Староладожский канал сыграл огромную роль в развитии государства, обеспечив Петербургу бесперебойную торговлю со старанами Европы и не только.

Фото №13 - Грандиозная затея Петра: 14 загадок Староладожского канала

Преемником детища Петра стал Новоладожский канал, построенный всего за четыре года в XIX веке.

Фото: Getty Images, Legion-Media, Wikimedia Commons