Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Долгая счастливая жизнь: что поняли ученые о счастье в ходе Гарвардского эксперимента

18 января 2020Обсудить

Присоединившись к уникальному исследованию еще совсем молодыми людьми, сегодня его участники стали уже глубокими стариками. Сменилось несколько поколений следящих за их жизнью ученых. Зато теперь они нашли ответ на вечный вопрос: как быть счастливым?

Долгая счастливая жизнь: что поняли ученые о счастье в ходе Гарвардского эксперимента

«В вопросе счастья самое главное — выбросить это слово из своего лексикона», — считает гарвардский профессор Джордж Вайлант. Слишком многое из того, что мы под ним понимаем: достаток, защищенность, полный желудок, — относится к обыкновенному бытовому комфорту. Такому гедонистическому счастью противопоставляют эвдемонистическое, связанное с удовлетворенностью собой и миром, с чувством достойно и «качественно» проживаемой жизни. Очевидно, что именно его, а никак не телесные удовольствия имел в виду Аристотель, говоря о наивысшем благе человека.

Но если любой из нас с легкостью назовет источники гедонистических радостей: умеренное тепло, вкусная пища, здоровый секс и так далее, — то что подарит счастье в высшем, «подлинном» смысле? Ради ответа на этот вопрос Джордж Вайлант и несколько поколений его единомышленников вот уже 80 лет проводят уникальное исследование. Накопив достаточно данных, психологи сумели выделить факторы, которые еще десятилетия назад могли бы указать на людей, проживших дольше и счастливее других. Ключевой ответ на вопрос о счастье уже получен, и ученые ничего не скрывают, просто мы не всегда готовы услышать и принять эти выводы.

ОПЫТ
Эксперимент с судьбой

Долгая счастливая жизнь: что поняли ученые о счастье в ходе Гарвардского эксперимента

Долгая счастливая жизнь: что поняли ученые о счастье в ходе Гарвардского эксперимента

Долгая счастливая жизнь: что поняли ученые о счастье в ходе Гарвардского эксперимента

Исследование стартовало в 1938 году, когда считалось, что успех и счастье определяются характером и способностями. Время было неполиткорректное, так что участниками эксперимента стали гарвардские студенты — сплошь белые мужчины из обеспеченных семей. Впоследствии к этой когорте прибавилась группа их ровесников, юношей из бедных районов Бостона. Время шло, одни испытуемые скатывались на дно общества, другие поднимались вверх. Кто-то стал юристом, кто-то строителем, а доброволец Джон Кеннеди даже выбился в президенты. Ученые отслеживали их жизнь, проводя опросы, собирая данные медицинских карт, следя за карьерой. Около полусотни первых подопытных живы до сих пор и продолжают участие в эксперименте. К нему подключили их жен, а с 2015 года — и потомков первого поколения, которые сами уже перешагнули за 50–60 лет.

Важнейшими факторами, определяющими долгое счастье, стали не уровень холестерина, доход или привычка к утренней гимнастике, а удовлетворенность отношениями с семьей и близкими, с друзьями, коллегами и соседями. Изоляция и одиночество оказались «токсичны»: выяснилось, что они негативно влияют на медицинские показатели, продолжительность жизни и субъективное ощущение счастья. И наоборот, сильные привязанности и тесные связи позволяют дольше сохранять здоровое тело, ум и память. Роберт Уолдингер, который сменил Джорджа Вайланта на посту руководителя проекта, резюмировал: «Главное, что делает нас здоровыми и счастливыми, — это социальные связи».

Конечно, если за внешне благополучным браком скрываются взаимные претензии и конфликты, такие отношения могут стать хуже «честного развода». Но и безоблачными они быть не обязаны. Уолдингер замечает, что некоторые наблюдаемые в эксперименте пары ругались друг с другом на протяжении десятилетий. Однако до тех пор, пока в основе отношений лежало взаимное доверие, пока они чувствовали, что в главном могут друг на друга положиться, ссоры не давали заметного отрицательного эффекта.

Все это кажется банальными истинами, о которых философы рассуждали еще задолго до Аристотеля. Но человеческие отношения — сфера сложная и запутанная, а людям свойственно искать простые и понятные рецепты. Возможно, поэтому нам так трудно убедить себя, что формула счастья давно известна, а теперь и доказана в долгом эксперименте. Ученые ничего не скрывают, мы просто не всегда к ним прислушиваемся.

Фото: GETTY IMAGES, иллюстрация: Владимир Капустин

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2020

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения