А мне бы в небо: как некоторые птицы разучились летать

На Земле обитает примерно 60 видов нелетающих птиц. Встретить их можно практически в любом уголке планеты: и в австралийских прериях, и в африканской саванне, и на антарктическом побережье

«Вокруг света» рассказывает, как и почему некоторые виды птиц утратили способность к полету.

А мне бы в небо: как некоторые птицы разучились летать

Несмотря на то что предки всех современных птиц умели летать, некоторые виды в процессе эволюции потеряли этот важнейший навык. Безусловно, полет имеет невероятные преимущества, особенно для бегства от хищников, охоты и путешествий на большие расстояния. Но главный его минус — трата огромного количества энергии.

Птица, не умеющая летать, сохраняет энергию, поэтому может выжить, употребляя менее богатую питательными веществами пищу в меньшем объеме. Например, птица такахе, обитающая в Новой Зеландии, питается исключительно альпийскими травами, что вполне хватает для ее выживания.

А мне бы в небо: как некоторые птицы разучились летать
На такахе долгое время охотились из-за их пользующихся популярностью перьев

Особая предрасположенность к неумению летать существует у птиц, питающихся или несущихся на земле. Когда определенный вид в силу этих особенностей не нуждается в полетах, он может потерять навык буквально за несколько поколений.

Затем, в течение нескольких сот или даже тысяч лет, тела птиц изменяются в соответствии с новым поведением: когда-то полые кости становятся плотными, крепкие перья превращаются в пух, крылья уменьшаются, а в некоторых случаях полностью исчезают. Киль — вырост грудины, служащий для прикрепления сильно развитых грудных мышц, — сжимается или исчезает. Так эволюционировали многие нелетающие птицы, за исключением пингвинов, которым киль нужен для плавания.

А мне бы в небо: как некоторые птицы разучились летать
Субантарктический пингвин — самый быстрый среди своих сородичей. Под водой он может развивать скорость до 36 км/ч

Чаще всего птицы теряют умение летать после того, как окажутся на территории, где нет хищников, как правило на островах. И пока существуют ареалы, в которых на них не охотятся, птицы спокойно живут и размножаются, становясь уязвимыми лишь к изменениям в окружающей среде (например, если люди привозят на такие острова собак, кошек и различных грызунов, которые охотятся на нелетающих птиц и могут полностью их истребить).

Так, в Новой Зеландии горностаи, завезенные европейскими поселенцами в конце XIX века, угрожали многим местным видам, в том числе пернатым, некоторые из которых в итоге вымерли, а другие до сих пор находятся под угрозой исчезновения. Поэтому, несмотря на вышеупомянутое энергосбережение, у многих видов нелетающих птиц есть шанс пойти по пути маврикийского дронта, или додо.

Впрочем, существуют и такие виды нелетающих птиц, которые выжили рядом с хищниками. В отличие от большинства мелких нелетающих птиц, которые быстро появляются и исчезают, эти гиганты не летают десятки миллионов лет. Их предки появились примерно в то же время, что и первые мелкие млекопитающие, и они, судя по всему, смогли выжить, потому что постоянно развивались, росли и подстраивались под окружающие их условия.

Большинство из этих птиц, такие как эму, страусы или казуары, достигли ошеломительных размеров — вес взрослой особи может достигать 120 кг. В процессе эволюции их ноги стали толстыми, ступни крепкими, а развитые мышцы бедер сделали из них настоящих спринтеров.

Главное оружие казуара — огромные ноги и мощные длинные когти

Эти птицы развивают скорость до 50 км/ч, поэтому убежать от разозлившегося казуара человек не сможет

Главное оружие казуара — огромные ноги и мощные длинные когти

И хотя все эти птицы больше не умеют летать, многие из них «переоборудовали» свои крылья для других нужд. Они могут использовать их, чтобы согреться, укрыть яйца и балансировать во время стремительного бега. Также самцы этих видов с помощью крыльев привлекают самок.

Фото: Getty Images