Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Пятое не лишнее: 7 фактов о многоколесных автомобилях

Мы привыкли к тому, что у автомобиля четыре колеса, но встречаются модели и с большим количеством дисков. И они созданы не только для преодоления бездорожья

Другая «ветвь эволюции»

Первые многоколесные машины появились еще на заре массового автомобилестроения, в начале XX века. Здесь отличились американцы. Шестиколесная машина была выпущена в 1903 году фирмой Pullman.

Пятое не лишнее: 7 фактов о многоколесных автомобилях

Восемью годами позже появился и первый «восьмиколесник» Reeves Octo-Auto, его построили в 1911-м. Он даже участвовал в гонках, впрочем, выдающихся результатов не достиг, зато вызвал ажиотаж среди конструкторов. А основатели компании называли этот автомобиль вершиной прогресса. И все равно дальше дело не пошло: о многоколесных транспортных средствах благополучно забыли почти на 60 лет.

Гоночные неудачи

Пятое не лишнее: 7 фактов о многоколесных автомобилях

В 1976 году появился шестиколесный болид Tyrrell P34. В «Формуле-1» он выступал два года подряд. Конструкторы уменьшили передние колеса болида, чтобы улучшить его аэродинамику, но увеличили их количество, чтобы пятно контакта стало больше. В итоге сцепление с покрытием выросло на 40% по сравнению с обычными формулами. Гонщик Джоди Шектер даже выиграл на этом чуде инженерной мысли Гран-при Швеции, но это была его единственная победа.

Вскоре вскрылись и другие проблемы шестиколесника: перегрев тормозов и некоторая непредсказуемость машины на трассе. Да и с заказом нестандартных передних покрышек было немало возни. В общем, на этом опыты команда Tyrrell с многоколесными гоночными автомобилями закончились. Правда, единичные попытки создать что-нибудь эдакое все же предпринимались — и Ferrari, и McLaren, — но до Гран-при дело не доходило, а потом Международная автомобильная федерация (FIA) вообще запретила к участию в гонке болиды, у которых колес больше, чем четыре.

Экстравагантный итальянец

В Италии первый шестиколесный суперкар появился благодаря инженеру Феруччио Ковини. Он тоже начинал в 1970-е, потом его проект был на долгие годы заморожен из-за нехватки средств. Но в 2004 году мир наконец увидел его долгожданное детище — C6W.

Пятое не лишнее: 7 фактов о многоколесных автомобилях

Двухместное двухдверное спортивное купе со съемной крышей… и двумя парами передних колес. Машина нашла реального покупателя и стала выпускаться тиражом 6–8 экземпляров в год. Разгоняется она почти до 300 км/ч, отлично входит в повороты, лучше тормозит, чем «обычные» авто, ведет себя предсказуемо, даже если одно из колес пробито. В момент выпуска новинка стоила заметно дешевле конкурентов вроде Ferrari и Lamborghini — примерно 156 тыс. долларов.

Незнакомый Citroën

Французские «коллеги» Ковини решили сделать дополнительную ось не спереди, а сзади. Подопытным стал Citroën СХ, который сам по себе был уникальной машиной — инновационная подвеска, затейливый экстерьер и не менее запоминающийся интерьер бросались в глаза.

Пятое не лишнее: 7 фактов о многоколесных автомобилях

В 1975 году конструктор по имени Пьер Тисье создал Citroën CX Break Loadrunner. Его кузов был удлинен сзади, куда и поставили дополнительную пару колес. Прочие характеристики машины мало поменялись: все тот же 2,5-литровый бензиновый мотор, передний привод и не самые выдающиеся скорости, зато грузоподъемность авто стала просто заоблачной для легковой модели. Шестиколесные Citroën перевозили газеты и медикаменты, трудились в качестве такси и скорой помощи. Выпускали их вплоть до 2007 года.

Больше колес — больше энергии

Японцы решили извлечь из «многоколесности» еще большую пользу и вмонтировали в каждое колесо электродвигатель. Так появился электрический «монстр» KAZ, развивающий более 311 км/ч. Разработал его профессор Хироси Симидзу, на счету которого немало электромобилей-рекордсменов.

Пятое не лишнее: 7 фактов о многоколесных автомобилях

КАZ хоть и был настоящим тяжеловесом — весил он почти 3 тонны, — но развивал мощность 600 л. с. Запас хода у него был порядка 300 километров. Вслед за этой моделью в Стране восходящего солнца появились и другие многоколесные авто, например спортивный суперкар Eliica (Electric Lithium-Ion Car), тоже восьмиколесный. Ее максимальная скорость составляла 370 км/ч. В массовое производство машина так и не ушла, но на международных выставках появлялась неоднократно.

Буфет на колесиках

Пятое не лишнее: 7 фактов о многоколесных автомобилях

Даже такому крохе, как Smart ForTwo, можно, оказывается, добавить ось так, чтобы было красиво. Экспериментировали ребята из знаменитого тюнинг-ателье Brabus. Получился милый мини-пикап, кстати, довольно вместительный, что вообще, казалось бы, не про Smart. Впервые новинку показали на Женевском автосалоне в 2012 году, и всем она очень понравилась. Впоследствии силами другого ателье к шестиколесной версии добавился еще и двухколесный прицеп со встроенным мотором. Суммарная мощность возросла, как и практичность, но и цена машины взлетела настолько, что за те же деньги проще купить себе нормальный пикап, если, конечно, для вас это не способ самовыражения.

Для гаража шейха

Пятое не лишнее: 7 фактов о многоколесных автомобилях

Шейху из ОАЭ Хамаду бин Хамдану Аль Нахьяну принадлежит гигантская коллекция чудо-автомобилей. Есть в ней и двухколесный пятиэтажный жилой автоприцеп, попавший в Книгу рекордов Гиннесса, и 50-тонный Dodge Power Wagon — штучный экземпляр, превышающий размер оригинала в несколько десятков раз. На фоне всего этого восьмиколесный Nissan Patrol, собранный по индивидуальному заказу, смотрится даже скромно, но оснащен он первоклассно. Чтобы порадовать клиента, японцы постарались на славу.

Фото: Getty Images, Wikimedia Commons, Engadget.com, 360carmuseum.com

Материал впервые опубликован в июне 2019

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения