Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Опера в саду: как был создан и развивался один из главных музыкальных театров России

22 января 2019

Человеческая жизнь как исторический миг — неисчерпаемая тема. Измерить жизнь театра еще сложнее: перед нами, с одной стороны, сплетение людей и судеб (по обе стороны сцены), с другой — абстрактная страница летописи искусства.

Опера в саду: как был создан и развивался один из главных музыкальных театров России

На закате империи

«В целях дальнейшего развития оперного искусства, формирования эстетических вкусов зрителей на лучших образцах музыкальной культуры [...] создать в городе Москве в системе Мосгорисполкома дотационный театр „Новая Опера“ под художественным руководством народного артиста РСФСФ Е.В. Колобова», — таков первый пункт решения Исполкома Московского городского совета народных депутатов от 22 марта 1991 года. Эта дата и считается днем рождения театра.

Бездомный театр

Читателю, не знакомому с деталями и характерами, официальная бумага не передаст трагизм, если даже не безнадежность ситуации: в результате конфликта внутри Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко его художественный руководитель Евгений Колобов подал в отставку; за ним фактически «в никуда» ушли более двухсот сотрудников. Причина была не в самодурстве или желании власти, но в самой личности Колобова — человека, который умел заражать окружающих своей идеей, убеждать своей правдой.

Опера в саду: как был создан и развивался один из главных музыкальных театров России
Евгений Колобов

Евгений Владимирович Колобов родился в 1946 году, детство и раннюю юность провел в Ленинграде, учился в Хоровом училище имени М.И. Глинки при знаменитой Капелле. Но продолжил музыкальное образование не в Ленинградской или Московской консерватории, как сделали бы на его месте девять человек из десяти, а в Свердловске, у знаменитого симфонического дирижера и педагога Марка Павермана. Прогремев на всю страну спектаклями в Свердловском театре оперы и балета (в том числе первой в СССР постановкой «Силы судьбы» Дж. Верди на языке оригинала), Колобов в начале 1980-х триумфально вернулся в родной город и стал дирижером Театра оперы и балета имени С.М. Кирова (бывшая и будущая Мариинка). Именно ему хотел оставить театр Юрий Темирканов, уходя художественным руководителем и главным дирижером в первый (Академический симфонический) оркестр Ленинградской филармонии, которым до этого полвека руководил легендарный Евгений Мравинский. На столе Министра культуры СССР уже лежал приказ о назначении Колобова. Но молодой маэстро сказал: «Это не мой театр...» И вскоре возглавил Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

И вот новая дилемма: с одной стороны, личная карьера, лестные предложения из-за рубежа (в том числе из любимой Италии), с другой — люди и их общая вера в иной театр, и при этом никакой почвы под ногами и та самая весна 1991-го, когда все уже ощущали грядущую гибель империи.

Колобов снова предпочел журавля в небе синице в руках. А дальше как в рапиде: несколько бесед с тогдашним вице-мэром Москвы Юрием Лужковым (именно он придумал название «Новая Опера») и три дня на создание театра практически с нуля! И это еще полдела, ведь создать оперный театр гораздо сложнее, чем драматический: не забудем о хоре, оркестре, зале, удовлетворяющем сложнейшим требованиям акустики... На бумаге все выглядит гладко: «Подобрать для передачи на баланс театра „Новая Опера“ одно из театральных зданий, сооруженных в Москве и занимаемых ныне не по назначению».

Жизнь оказалась намного прозаичнее: бездомному театру предстояло шесть с половиной лет скитаться по залам, театрам, фестивалям и даже найти временное прибежище в бывшем кинотеатре «Зенит» в районе Таганки. Тем временем специально для «Новой Оперы» на месте «Зеркального театра» в саду «Эрмитаж» фактически строили новый театр.

...И наконец построили

«Сад „Эрмитаж“ — неповторимый уголок, основанный в конце XIX века известным московским антрепренером и меценатом Яковом Щукиным. Здесь начинались МХТ и Камерный театр Таирова... Здесь перед уходом в эмиграцию пел Шаляпин и танцевала Карсавина (это был ее последний вечер, наутро она покинула родину). Здесь особая аура русской культуры и искусства. „Эрмитаж“ напоминает мне Летний сад Петербурга, неподалеку от которого я родился», — заметил Евгений Колобов в одном из интервью.

Опера в саду: как был создан и развивался один из главных музыкальных театров России

Добавим к его словам несколько деталей. Летний «Зеркальный театр» был открыт в 1910 году; здание выстроили по проекту архитектора Александра Новикова. В советский и позднесоветский периоды в летние месяцы он был площадкой для музыкальных и драматических театров Москвы, а в остальное время гнил и разрушался от влажности и разницы температур. И вот 27 декабря 1997 года легендарное, намоленное театральное место обрело новый смысл, а «Новая Опера» — долгожданный дом.

Идея главного архитектора проекта Владимира Котельникова — вписать здание театра в контуры старого «Зеркального театра» и одновременно в архитектурный и ландшафтный контекст «Эрмитажа». Неизменной осталась площадь, которую исторически занимала постройка, были сохранены зеленые насаждения вокруг нее, отдельные элементы убранства «Зеркального театра» использовали в оформлении фасада нового здания.

Евгений Колобов стал подлинным соавтором реконструкции, позднее он не без гордости назовет здание театра своим лучшим проектом. Символ преемственности с оперными труппами, работавшими в здании «Зеркального театра», — колокола «Мамонтов» и «Зимин» в Зеркальном фойе. Рядом, естественно, колокол «Новая Опера».

Опера как айсберг

Ради чего были все эти жертвы? Что построил Колобов? Говоря предельно обобщенно, авторский оперный театр, в котором ясно ощущался дух подлинной студийности. Театр высочайшего музыкального качества. Театр, в котором (опять же по Колобову) «нельзя жить по принципу сберегательной кассы — надежно, выгодно, удобно», из года в год «гоняя» проверенный, заранее обреченный на успех репертуар.

Опера в саду: как был создан и развивался один из главных музыкальных театров России

С одной стороны, «Новая Опера» эпохи Колобова открыла зрителям неизвестные страницы классического наследия: впервые в России были поставлены «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Каталани, «Двое Фоскари» Дж. Верди, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского в первой авторской редакции, «Гамлет» А. Тома. Оказалось, что даже опера XIX века (сочинения этого периода больше всего любят зрители) для соотечественников — нечто вроде айсберга, большая часть которого скрыта под водой. С другой стороны, возникли авторские версии популярных оперных шедевров. Два символа авторского театра Колобова — оперы «Травиата» Дж. Верди и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в редакциях дирижера — с успехом идут здесь и по сей день.

Наградой стали любовь зрителей и признание коллег. С Колобовым и «Новой Оперой» работали многие великие артисты, такие как Дмитрий Хворостовский. Коронную партию второй половины своей короткой жизни — Риголетто в одноименной опере Верди — он впервые спел именно в премьерном спектакле «Новой Оперы» 19 декабря 2000 года.

Премьеры, звезды, маски

Пятнадцатого июня 2003 года скончался Евгений Колобов. Как часто бывает в подобных случаях, уход отца-основателя со всей неизбежностью ставит вопрос о новой идее, новом смысле. Огромную роль в переходный период сыграли главный хормейстер театра в 1991–2017 годах, жена и соратник Колобова Наталья Попович (она скончалась менее года назад, 30 марта 2018) и три главных дирижера театра: Феликс Коробов (2004–2006; ныне маэстро продолжает сотрудничество с «Новой Оперой»), Эри Клас (2006–2011) и Ян Латам-Кениг (с 2011 года).

Опера в саду: как был создан и развивался один из главных музыкальных театров России
Дмитрий Сибирцев

Важным моментом в истории театра стал приход в 2012 году нового директора — пианиста, концертмейстера, певца, продюсера Дмитрия Сибирцева. Возглавляемая им команда поставила задачу превратить «Новую Оперу» в театр европейского типа и при этом сохранить дух колобовского театра. Сегодня в обширном репертуаре «Новой Оперы» — русская и западная классика, спектакли-дивертисменты, опера XX–XXI веков. Миссией театра остается просветительство. В последние годы впервые в Москве поставлены оперы «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка, «Пассажирка» М.С. Вайнберга; впервые в Москве за 90 лет — «Саломея» Р. Штрауса, впервые в России за 40 лет — «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно. Состоялись мировые премьеры проектов, созданных по заказу театра: оперы «Школа жен» В.И. Мартынова, диптиха DIDO , «Щелкунчик. Опера» на музыку балета П.И. Чайковского.

«Новая Опера» проводит как минимум два бренд-фестиваля в год. Первый из них — традиционный крещенский (январь — февраль), концентрирует премьерные исполнения (оперы в полноценном сценическом и концертном варианте); также проводятся концерты симфонической, кантатно-ораториальной, камерной музыки. Второй — фестиваль камерного хора театра «Иное» (вторая половина мая — июнь) — раскрывает широту репертуарных и стилистических возможностей оперного хора. Кроме того, «Новая Опера» предлагает специальные проекты, в том числе с приглашенными выдающимися музыкантами. Театр активно присутствует в оперной и концертной жизни Москвы и России, гастролирует в разных странах мира.

«Новая Опера» располагает уникальными творческими силами. Многие знаменитые певцы, воспитанные здесь (Алексей Татаринцев, Агунда Кулаева, Игорь Головатенко, Василий Ладюк, Евгений Ставинский) подчеркивают свою духовную связь с родным театром и при первой возможности выходят на его сцену. В театре сложился уникальный ансамбль артистов разных поколений — от мэтров (Эмма Саркисян, Борис Стаценко, Сергей Мурзаев) и артистов среднего поколения (Ирина Боженко, Алексей Тихомиров, Георгий Васильев) до молодых звезд (Полина Шамаева, Мария Буйносова, Алексей Богданчиков, Алексей Неклюдов и другие). Великолепны хор и оркестр.

Вполне закономерно, что в последние годы к «Новой Опере» приковано внимание прессы и экспертного сообщества. В 2013–2018 годах театр стал шестикратным лауреатом российской национальной театральной премии «Золотая Маска» (больше, чем за предшествующие полтора десятилетия). В 2015-м — номинантом премии International Opera Awards . В 2018 году жюри национальной оперной премии «Онегин» объявило «Новую оперу» Театром года. Такова сегодняшняя «Новая Опера» — театр, в котором хорошо и неофиту, и знатоку.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения