Задолго до появления смайликов и стикеров людям было недостаточно слов для общения. В Англии XIX века коммуникацию оживляли флорой.

Фото №1 - Культурный код: Викторианские эмодзи
Джон Эверетт Милле. «Офелия», 1851–1852

Картина «Офелия»
Холст, масло. 76,2 × 111,8 см
1851–1852
Находится в галерее Тейт в Лондоне

Художники из Братства прерафаэлитов любили литературные сюжеты, а Уильяма Шекспира — особенно. На картине Джона Эверетта Милле «Офелия» — сцена «за кадром» трагедии «Гамлет». О том, что бывшая возлюбленная принца датского, сошедшая с ума после гибели отца, упала в реку и утонула, зритель пьесы узнает со слов королевы Гертруды. Девушка умирает с цветами в руках, и Шекспир недаром перечисляет их названия: символические значения растений подчеркивают трагизм ситуации. Милле воспроизводит этот список на полотне; он, как и другие прерафаэлиты, охотно использовал символику растений в своих картинах. Впрочем, в XIX веке флориографией, или языком цветов, увлекалась вся Британия. Еще в XVIII столетии леди Мэри Уортли Монтегю, жена английского посла в Османской империи, поразила современниц рассказами о том, что в турецких гаремах женщины передают друг другу тайные послания шифром селам, основанном на символике растений. Впоследствии выяснилось, что дама приняла за особый язык игру в рифмы, однако идея понравилась европейцам. С начала XIX века в Британии было опубликовано множество словарей, где объяснялось значение цветов. Сведения происходили из разных источников: античной мифологии и древних трактатов о природе, средневековых гербариев, поверий, народной этимологии, толкований из литературы — например, у того же Шекспира в 4-м акте «Гамлета» Офелия объясняет символику некоторых растений. Такие издания, в карманном варианте или в подарочном, появились в каждом респектабельном доме. Цветы «со смыслом» рисовали в дамских альбомах, носили на одежде, посылали в букетах. С помощью цветов оказалось удобно объясняться в том, о чем говорить вслух и напрямую в викторианском обществе было не очень-то принято. И конечно, современники Милле, рассматривая картину, легко считывали смысл изображенных на ней растений — «процитированных» из Шекспира и добавленных художником от себя.

Фото №2 - Культурный код: Викторианские эмодзи

1. Офелия . Художнику в его мастерской позировала любимая натурщица прерафаэлитов Элизабет Сиддал, лежа в наполненной водой ванне в старинном платье, которое Джон купил в лавке подержанных вещей. Дело было зимой, Милле подогревал ванну лампами, но однажды так увлекся, что не заметил, как они погасли. Элизабет замерзла, опасно простудилась, и ее отец прислал живописцу счет за дорогостоящее лечение.

Фото №3 - Культурный код: Викторианские эмодзи

2. Пейзаж . Художник пять месяцев писал с натуры водоем с растительностью — реку Хогсмилл в графстве Суррей. Милле упрекали, что он изобразил цветы, которые не цветут одновременно, но художнику был важен символизм.

Фото №4 - Культурный код: Викторианские эмодзи

3. Ива . По тексту пьесы, Офелия упала в реку, пытаясь повесить венок на это дерево. Плакучая
ива — символ скорби, ползучая ива — символ отвергнутой любви.

Фото №5 - Культурный код: Викторианские эмодзи

4. Водяной лютик . В трагедии Шекспира перечислено несколько растений, которые Офелия вплетала в венок перед смертью, среди них crow-flower , «вороний цветок». У Милле это водяной лютик, water crowfoot , на языке цветов «неблагодарность». Однако историк литературы Андрей Чернов обращает внимание на ассоциацию названия цветка с падальщицей вороной — птицей смерти, поскольку венок Офелии, по сути, погребальный.

Фото №6 - Культурный код: Викторианские эмодзи

5. Маргаритки . Символ невинности.

Фото №7 - Культурный код: Викторианские эмодзи

6. Крапива . По понятным причинам ассоциируется с болью.

Фото №8 - Культурный код: Викторианские эмодзи

7. Плакун-трава . Так Милле истолковал long purples , «длинные пурпурные цветы», хотя Шекспир имел в виду ятрышник — растение из семейства орхидных. В пьесе упоминается и другое, народное название цветка — пальцы мертвеца. Смерть уже протянула к Офелии руки, и скоро намокшее платье утянет девушку на дно.

Фото №9 - Культурный код: Викторианские эмодзи

8. Фиалки . Означают преданность, а также невинность и смерть в юном возрасте. В 4-м акте Офелия говорит: «Я бы дала вам фиалок, но они все увяли, когда умер мой отец».

Фото №10 - Культурный код: Викторианские эмодзи

9. Анютины глазки . У Шекспира под pansies подразумевалась фиалка трехцветная, а садовые анютины глазки вывели в XIX веке. Значение pansies — «мои помыслы о тебе».

Фото №11 - Культурный код: Викторианские эмодзи

10. Роза . Розой мая называет Офелию ее брат Лаэрт. Роза — символ любви и красоты.

Фото №12 - Культурный код: Викторианские эмодзи

11. Таволга . Значение таволги — «бессмысленность». Возможно, здесь намек на то, что девушка — бессмысленная жертва слепого рока.

Фото №13 - Культурный код: Викторианские эмодзи

12. Шиповник собачий . Dog rose , «собачья роза», значение — «удовольствие и боль».

Фото №14 - Культурный код: Викторианские эмодзи

Фото №15 - Культурный код: Викторианские эмодзи

13. Незабудки . Значение этого цветка соответствует названию.

Фото №16 - Культурный код: Викторианские эмодзи

14. Горицвет летний . Символизирует память, в том числе об умерших.

Фото №17 - Культурный код: Викторианские эмодзи

15. Рябчики . Одно из значений этих склоненных к земле цветов — «скорбь».

Х УДОЖНИК
Джон Эверетт Милле

Фото №18 - Культурный код: Викторианские эмодзи

1829 — родился в Саутгепмптоне, Англия, в состоятельной семье.
1840 — стал самым юным студентом Королевской академии художеств.
1848 — вместе с Уильямом Холманом Хантом и Данте Габриелем Россетти основал в Лондоне Братство прерафаэлитов.
1850 — написал картину «Христос в родительском доме», раскритикованную писателем Чарлзом Диккенсом за натурализм.
1855 — женился на Юфимии (Эффи) Челмерс Грей после ее развода с влиятельным критиком Джоном Рёскином, другом и покровителем художника. У Милле и его супруги родилось восемь детей.
1885 — получил титул баронета за достижения в искусстве.
1896 — был избран президентом Академии художеств. Умер в Лондоне от рака горла, похоронен в соборе Святого Павла.

Фото: DIOMEDIA, ALAMY / LEGION-MEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2018 г.