Примерно тогда же в Америке начали выращивать табак, в Европе — производить сыр, в Турции появились зеркала, а Черное море стало соленым.

Лошади исчезли из Нового Света

Аляска, США

Фото №1 - 8000 лет назад... Научились делать виноградное вино

Эволюция семейства лошадиных началась в Северной Америке, откуда предки современных лошадей перешли в Евразию, когда вместо Берингова пролива еще была суша. Однако сами жители обеих Америк лишились шанса одомашнить мощное ездовое животное: по данным ученых, вероятно, в первой половине 6-го тысячелетия до н. э. там вымерли последние представители рода Equus . А в XVI веке европейские колонисты на лошадях завоевали Новый Свет.

Научились делать виноградное вино

Шулавери-гора, Гадахрили-гора, Грузия

Фото №2 - 8000 лет назад... Научились делать виноградное вино
Алазанская долина, один из центров виноделия в современной Грузии

Древнейшие на сегодняшний день свидетельства виноделия ученые нашли в Грузии. На осколках глиняных сосудов, созданных приблизительно 8000–7800 лет назад, обнаружили соли винной кислоты.

Соленые воды дошли до Черного моря

Черное море

Фото №3 - 8000 лет назад... Научились делать виноградное вино

По крайней мере, сторонники так называемой теории черноморского потопа утверждают, что в первой половине 6-го тысячелетия до н. э. в него, тогда еще пресноводное озеро, прорвались соленые потоки из Средиземного моря. Впрочем, у этой версии есть и противники. Дискуссия продолжается.

Освоили производство сыра

Куявия, Польша

Фото №4 - 8000 лет назад... Научились делать виноградное вино

На осколках древних глиняных сосудов с дырками в днище ученые нашли остатки молочных жиров и белков. Эти неолитические «дуршлаги» использовались для отделения сырной массы от сыворотки, как и современные сита.

Стали выращивать табак

Центральная и Южная Америка

Фото №5 - 8000 лет назад... Научились делать виноградное вино

По крайней мере, древнейшие свидетельства культивирования в Новом Свете растения, с помощью которого в наши дни вредят здоровью 1,1 миллиарда человек, относятся примерно к 6000 году до н. э.

Изобрели зеркала

Анатолия, Турция

Фото №6 - 8000 лет назад... Научились делать виноградное вино

Ученые предполагают, что люди в эпоху неолита смотрелись в отшлифованные и отполированные куски обсидиана. Самые ранние образцы подобных зеркал диаметром около 9 см, найденные в захоронениях поселения Чатал-Хююк, датируются 6200–6000 годами до н. э.

Научились плавить медь

Сербия

Фото №7 - 8000 лет назад... Научились делать виноградное вино

Шлак, найденный возле балканского поселения Беловоде и датированный серединой 6-го тысячелетия до н. э., — древнейшее свидетельство выплавки этого металла. В том же регионе найдены изготовленные таким способом топоры и долота.

Остров Новая Гвинея отделился от Австралии

Торресов пролив

Фото №8 - 8000 лет назад... Научились делать виноградное вино

По данным исследователей, примерно восемь тысячелетий назад уровень моря стал повышаться, в результате чего начал образовываться Торресов пролив, который в наши дни разделяет Новую Гвинею и континент.

Появилось первое поселение на месте Алеппо

Алеппо, Сирия

Фото №9 - 8000 лет назад... Научились делать виноградное вино

Второй по величине город Сирии — один из древнейших городов мира, непрерывно населенных до сегодняшнего дня; упоминания о нем встречаются в текстах 3-го тысячелетия до н. э. А первые люди на этой территории, по данным археологов, обосновались, предположительно, в 6-м тысячелетии.

Фото: ALAMY (X2) / LEGION-MEDIA, GETTY IMAGES (X5), DIOMEDIA, OMAR HOFTUN (CC-BY-SA)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2018 г.