Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

C чего начиналась Skoda Octavia

13 февраля 2018

Гагарин еще не побывал в космосе, а трудящиеся уже бороздили просторы Чехословакии на этой модели.

C чего начиналась Skoda Octavia

Нет такого двора, в котором не обнаружилась бы Skoda Octavia . Дачники любят ее за огромный багажник, таксисты — за надежность, сорвиголовы — за горячую версию RS (на которой, впрочем, тоже можно перевезти бабушкин комод на дачу). Строгий дизайн, образцовая эргономика, безупречные ездовые манеры — за эти качества «Шкоду» давно прозвали чешским «Фольксвагеном». И если хоть что-то можно поставить этим автомобилям в вину, так это их «излишняя правильность» (есть такие люди, у которых даже хорошее — враг хорошего, мы узнаем их по желтым спойлерам и наклейкам my life… my rules ) и… неконкретное «даже как-то скучно». Последнее не будем комментировать. Скучно — прыгни с парашютом.

C чего начиналась Skoda Octavia
Octavia первого поколения (из новых). Парадокс: модель на базе Volkswagen Golf IV с несметным числом общих деталей в интерьере вышла раньше самого «Гольфа»: Octavia продавалась с 1996 года, а четвертый Golf представили только в конце 1997-го

Первое поколение «Октавии» на платформе Volkswagen Golf IV начали выпускать в 1996 году, а в России собирали до 2011-го. Этот автомобиль со скромным, но нестареющим дизайном известен всем. А как хороша была версия с 1,8-литровым турбомотором! Правда, есть одно но: это первое поколение — не совсем первое.

C чего начиналась Skoda Octavia

Модель под названием Octavia выпускали в Чехословакии с 1959 года. Это было и другое время, и совсем другая страна. Предприятие называлось «Автомобильные заводы, национальная компания» (Automobilové závody, národní podnik или AZNP) , и до вхождения марки Skoda в группу Volkswagen оставалось еще 32 года. Без сомнения, то была эпоха дешевых и в высшей степени утилитарных автомобилей. Или, как говорил советский телевизор, автомашин. И все же для новой модели, ставшей для чешской марки важнейшей, почему-то выбрали название из далекого социалистического прошлого. Чем та Octavia заслужила реинкарнации?

C чего начиналась Skoda Octavia

В самом названии искать хитрости не стоит: оно обозначает порядковый номер — Octavia стала восьмой моделью, выпущенной национализированным предприятием. Другие «Шкоды» чаще довольствовались каким-нибудь невразумительным цифровым индексом. Octavia была двухдверным седаном. Если ты вспомнишь «Запорожец», то согласишься, что не всякий двухдверный седан достоин громкого звания купе. Впрочем, Octavia была вовсе не «Запорожцем».

C чего начиналась Skoda Octavia

Довольно симпатичный кузов стоял на трубчатой хребтовой раме, дорожный просвет был побольше, чем у нынешних кроссоверов, а подвеска впервые стала пружинной. Правда, только передняя — сзади по-прежнему оставались рессоры. Четырехцилиндровый карбюраторный мотор объемом 1,1 л на старте производства в 1959 году развивал 40 л. с. Позже его модернизировали, и он стал выдавать титанические 42 л. с.

Отличная подборка фирменных рекламных плакатов «Октавии»

Skoda Octavia 1

+8

Этого хватало, чтобы разогнать машину до 110–115 км/ч, а расходовала Octavia не так уж и много — около 7,7 л бензина на 100 км пути. Правда, вождение модели 1959 года тяжело сравнить с современной водительской расслабленностью. Например, 4-ступенчатая «механика» имела синхронизаторы только на трех высших передачах. С другой стороны, стоит ли говорить «только» — по тем временам это довольно прогрессивная конструкция для автомобиля из соцлагеря.

C чего начиналась Skoda Octavia
Skoda Octavia Super

Помимо стандартного автомобиля выпускали версию Octavia Super с 1,2-литровым двигателем, развивавшим 45 л. с., а позднее — 47 л. с. Этот неистовый спорткар уже был способен развить 115–118 км/ч. Конечно, если отыскать достаточно асфальта. А были еще и версии Octavia TS и Octavia 1200 TS . На их двигатели (1,1 л и 1,2 л соответственно) ставили не по одному, а по два карбюратора Jikov , так что и мощность достигла 50 и 55 л. с. Мы спросили у инженеров, нельзя ли было поставить четыре, а лучше шесть карбюраторов и получить, скажем, сил 120. Но представители Skoda благоразумно отказались переводить этот вопрос.

Skoda Octavia 2

C чего начиналась Skoda Octavia

Для самых практичных выпускали модификацию Octavia Combi (универсал так называется и сегодня) с большим-пребольшим багажником. Правда, практичностью отличались и ответственные за производство. Не меняя величину колесной базы и используя те же передние двери, можно было выпускать только трехдверный универсал. Впрочем, и на том спасибо!

C чего начиналась Skoda Octavia
Skoda Octavia Combi

Удивительно, но в то же время чехи решились на выпуск чего-то антиутилитарного. Кабриолет семейства Octavia назывался Felicia и выпускался c 1959 по 1964 год. Это имя тоже возвращалось в девяностых и, возможно, появится вновь. Двухдверок сделали не так уж и мало — почти 15 тысяч. В начале 1960-хFelicia была единственным серийным кабриолетом соцлагеря, и большая часть машин уходила на экспорт, в том числе в Западную Европу, Канаду и даже Новую Зеландию. Существовала версия с правым рулем.

C чего начиналась Skoda Octavia
Skoda Felicia

На экспорт отправилась и большая часть универсалов Combi (выпустили более 54 тысяч штук), за рубежом продавали и «Октавию» с кузовом седан. Модель выпускали до 1964 года: изготовили без малого 230 тысяч стандартных версий, почти 80 тысяч Octavia Super и лишь 2273 машины модификации Octavia TS c двумя вариантами двигателей.

C чего начиналась Skoda Octavia

История «Октавии» возобновилась только в 1996 году, о чем мы упомянули в самом начале. Все предыдущие модели «Шкоды» 1990-х годов, сделанные уже в составе группы Volkswagen , можно считать репетицией. А вот Octavia стала тем самым лицом марки, которое искали: долгоиграющий дизайн, практичный кузов лифтбэк, напоминающий строгий седан, и большие по меркам класса размеры: построенная на платформе «Гольфа» Octavia по простору и объему багажника была сопоставима с более крупным и куда более престижным «Пассатом» B5 .

C чего начиналась Skoda Octavia

На конвейере Octavia продержалась целых 15 лет, и собирали ее не только в Чехии, но и в Индии, Казахстане, Украине, России и даже в Латинской Америке. Предложение было чрезвычайно разнообразным: вновь появился универсал Combi (нормальный, пятидверный), были доступны дизельные и бензиновые двигатели и даже полный привод. Британская полиция использовала заряженную версию RS в качестве скрытого автомобиля-перехватчика. Такая Octavia не привлекала лишнего внимания, но благодаря 180-сильному турбомотору была неожиданно быстрой.

C чего начиналась Skoda Octavia
Лифтбэк и универсал Octavia, 2004 год

Второе поколение «Октавии» выпускали с 2004 по 2013 год, в том числе и на заводе Volkswagen в Калуге. Впервые в семействе появилась модель Scout — полноприводный универсал с защитным обвесом из неокрашенного пластика и увеличенным клиренсом. Правда, увеличенный дорожный просвет имели все «Октавии» для России, поэтому в нашей стане Scout не имел геометрических преимуществ перед обычным универсалом Combi . Впрочем, это не помешало ему получить прозвище «бюджетного Audi Allroad ».

C чего начиналась Skoda Octavia
Octavia Scout после рестайлинга 2009 года

Об «Октавии» нынешнего поколения мы уже рассказали немало. Напомним, что модель обновили в конце 2016 года. В России продаются все модификации: и лифтбэк, и универсал Combi , и Scout повышенной проходимости, и спортивная версия RS . Она, кстати, тоже может быть универсалом — для тех, кто знает толк в автомобильном троллинге. Да и просто в хороших и по-настоящему универсальных машинах.

C чего начиналась Skoda Octavia
На этом фото все три поколения модели. Слева нынешняя Octavia до рестайлинга, какой она выпускалась с 2013 года
C чего начиналась Skoda Octavia
Octavia Super начала 1960-х и новый Scout

Впереди у марки Skoda дальнейшее расширение модельного ряда, полностью электрические и самоуправляемые модели. Не исключено, что поездку на олдтаймерах, которую совершили мы, владельцы «Шкод» будущего повторить не смогут. И не потому, что чешская классика потеряет способность передвигаться, — скорее, обыватели забудут, для чего нужна третья педаль и как управляться с несинхронизированной коробкой передач. В машине без единого USB -порта.

Фото : SKODA AUTO Corporate Historical Archives

Материал опубликован на сайте Maximonline.ru

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения