13 января 2022 года в Москве для проведения реставрации демонтировали с постамента установленный на Красной площади памятник Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Памятник был перенесен на реставрационно-монтажный стол внутри павильона, возведенного ранее над скульптурной композицией. Завершить реставрацию памятника планируют в конце 2022 года.

Ранее «Вокруг света» рассказывал об истории появления этого памятника и его заслуживающих внимания деталях.


Использованы материалы ТАСС

Общее дело: памятник Минину и Пожарскому — краудфандинговый проект XIX века

МОНУМЕНТ

Памятник Минину и Пожарскому
Бронза, гранит. 1804–1818
Находится на Красной площади в Москве

Памятник Минину и Пожарскому работы Ивана Мартоса — это своего рода краудфандинговый проект XIX века. Идея создать такой монумент на народные деньги возникла в 1803 году на заседании петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Тогда публицисты призывали очарованных Античностью деятелей искусства обратиться к сюжетам из отечественной истории. Горожанин Кузьма Минин и полководец князь Дмитрий Пожарский были идеальными героями: в годы Смутного времени, в начале XVII века, один организовал, а другой возглавил ополчение, освободившее Москву от иноземных захватчиков. В 1804 году Мартос представил первый скульптурный эскиз. Однако проект решили отложить. В 1808-м за дело взялись нижегородцы. Провели конкурс эскизов, и работа Мартоса была признана лучшей. Императорским указом объявили сбор средств по народной подписке, имена жертвователей публиковались в прессе.

Общее дело: памятник Минину и Пожарскому — краудфандинговый проект XIX века

Изначально монумент хотели поставить в Нижнем Новгороде, где Минин призвал народ сформировать ополчение. Но в 1811 году решили, что место памятнику в Москве. Это был первый скульптурный монумент в городе. Сначала он стоял близ торговых рядов (в наши дни — территория ГУМа), и Минин указывал рукой на Кремль, в котором в 1610–1612 годах засели враги. Однако в 1930-е памятник перенесли на нынешнее место, к Покровскому собору.

Общее дело: памятник Минину и Пожарскому — краудфандинговый проект XIX века

1. Минин. Одежда представителя народа уже не настолько стилизована под античную. Туника Минина с каймой напоминает рубаху; на нем порты. К тому же у Минина русская стрижка «в скобку». Но правильные черты лица нижегородца как будто скопированы с античных изображений богов и героев: в классицизме такая внешность — знак нравственной цельности персонажа.

Общее дело: памятник Минину и Пожарскому — краудфандинговый проект XIX века

2. Меч. За него держатся оба героя: они готовы дать отпор врагу вместе. Оружие в ножнах похоже на изображения античных мечей на гравюрах конца XVIII века с римскими древностями (в частности, работы Джованни Баттисты и Франческо Пиранези).

3. Пожарский. На первом эскизе герои стояли рядом, однако скульптора раскритиковали: не следует уравнивать выходца из народа с князем. И Мартос решил изобразить Пожарского сидящим, еще не совсем оправившимся от ран, полученных в битвах с поляками. Нижегородцы призвали талантливого военачальника возглавить ополчение, когда он лечился в своем имении в Мугрееве.

4. Эксомида. Пожарский одет в хитон на одно плечо, как носили спартанские воины: по канонам классицизма благородного героя следует изображать в античном наряде.

Общее дело: памятник Минину и Пожарскому — краудфандинговый проект XIX века

5. Портрет скульптора. Самого Мартоса в облике горожанина, отправляющего в ополчение сыновей, изобразил его ученик Самуил Гальберг. Античные сюжеты о родителях, жертвующих на благо отечества собственных детей, были близки скульптору. Один его сын участвовал в Отечественной войне 1812 года, а другой, находясь на стажировке в Европе, попал в плен к наполеоновским солдатам и погиб в 1813-м.

Общее дело: памятник Минину и Пожарскому — краудфандинговый проект XIX века

6. Подвиг Минина. Сюжет переднего барельефа — нижегородцы по призыву земляка сдают деньги и драгоценности, чтобы собрать ополчение. Их движения торжественны, словно они античные граждане, совершающие священнодействие.

7. Памятная надпись. Ее текст «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» Александр Пушкин критиковал за излишнюю лаконичность: не упомянуты ни имена героев, ни статус Минина.

Общее дело: памятник Минину и Пожарскому — краудфандинговый проект XIX века

ПАМЯТЬ
Че Минин

В феврале 2017 года нижегородцев спросили, кого из исторических личностей они считают своим главным героем. Большинство выбрало Кузьму Минина. С 15 марта по 15 апреля проводился конкурс «Рисуем Минина», одним из организаторов стало отделение Русского географического общества в Нижнем Новгороде. По условиям портрет исторического деятеля должен был выглядеть как яркий и узнаваемый логотип. На конкурс прислали 73 работы. Главный приз, 50 тысяч рублей, достался Артему Скрябину, дизайнеру из Ижевска. По словам победителя, его источники вдохновения — картина Константина Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам» и культовое изображение революционера Че Гевары в берете.

Общее дело: памятник Минину и Пожарскому — краудфандинговый проект XIX века

8. Подвиг Пожарского. На барельефе с задней стороны ополченцы во главе с Пожарским изгоняют поляков из Москвы. И снова античные одеяния сочетаются со стилизованными русскими шлемами и изображением на щите Богоматери — заступницы русских воинов.

Общее дело: памятник Минину и Пожарскому — краудфандинговый проект XIX века

9. Шлем. Единственная деталь облачения Пожарского, напоминающая внешним видом, что он русский князь.

Общее дело: памятник Минину и Пожарскому — краудфандинговый проект XIX века

10. Щит. Он выглядит как эгида древнегреческой богини Афины, только на месте головы горгоны Медузы находится орифламма с изображением Спаса Нерукотворного.

Общее дело: памятник Минину и Пожарскому — краудфандинговый проект XIX века

СКУЛЬПТОР
Иван Петрович Мартос

1754 — родился в городке Ичня (Украина) в семье обедневшего помещика.
1764–1773 — учился в петербургской Академии художеств.
1773 — уехал стажироваться в Рим.
1779 — вернулся в Россию, начал преподавать в Академии художеств.
1780 — изваял бюст своего покровителя, графа Никиты Панина, в духе древнеримских скульптурных портретов.
1804–1807 — создал статую Иоанна Крестителя, барельефы и фриз для Казанского собора.
1807 — сделал надгробие для кенотафа императора Павла I в мавзолее в Павловске.
1835 — умер в Санкт-Петербурге, похоронен на Лазаревском кладбище.

Фото: GETTY IMAGES (X2), ALAMY / LEGION-MEDIA , ALAMY, DREAMSFOTO (X2) / LEGION-MEDIA , GETTY IMAGES, АРТЕМ СКРЯБИН

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2018.