Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Сальта мортале: как созданная музыкантом игра стала символом мира во всем мире

Она покорила сердца знаменитостей, а затем была стерта с лица земли войной

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году многие страны представили свои достижения: звуковые фильмы, эскалаторы, дизель, троллейбус и крупнейший в мире телескоп. На этом фоне какая-то настольная игра могла бы затеряться, однако вышло наоборот — сальта разлетелась по планете со скоростью эпидемии.

Сальта мортале: как созданная музыкантом игра стала символом мира во всем мире
Комплект на фото произведен во Франции и относится к началу XIX века. Из коллекции автора
Источник:
Дмитрий Скирюк

Игру рекламировала актриса Сара Бернар: фото, где она позирует с изобретателем, прилагалось к набору. Доску для сальты, инкрустированную драгоценными камнями, и фишки для игры приобрел кайзер Германии Вильгельм II (главе государства пришлось раскошелиться на 120 000 золотых марок, в пересчете на современные деньги это примерно 600 000 евро). Клубы сальтмейстеров возникали по всему миру. Ни одна игра в истории человечества прежде не удостаивалась такого грандиозного маркетинга.

«Новую интернациональную игру для интеллектуалов» представил публике музыкант из Дюссельдорфа Конрад Бютгенбах. Он назвал свое изобретение «сальта», от латинского salta — «прыгай».

Сальта мортале: как созданная музыкантом игра стала символом мира во всем мире
Актриса Сара Бернар, по прозвищу Божественная Сара, интересовалась интеллектуальными играми. В 1899-м она позировала вместе с Конрадом Бютгенбахом за сальтой, а в 1901-м сыграла партию с антикварным шахматным автоматом «Аджибом»

На первый взгляд набор напоминал обычные шашки, только фишки были помечены солнцами, полумесяцами и звездами в количестве от одного до пяти. Сальта относилась к передовому на тот момент направлению — играм перехода. Это своего рода «война наперегонки», как если бы два полка ринулись навстречу друг другу, пробежали сквозь строй противника и захватили вражеский лагерь, не пролив ни капли крови. При этом добежавшие первыми считались бы победителями.

В России из игр перехода наиболее известны уголки. Но если в уголках фишки наперебой ломятся в противоположный угол и исход игры определяет случай и ошибки противника, в сальте все решает стратегия: каждая фигура должна встать строго на свое место, и доставить ее туда — задача, достойная шахматиста.

Бютгенбаху удалось загнать хаотичную механику переходов в железные рамки спортивной дисциплины, а сам принцип военной игры без взятия поражал публику новизной. 10 марта 1900 года в Берлине состоялся турнир по сальте, в котором победил шахматный король Эмануэль Ласкер. Он помог представить сальту на Международном шахматном турнире в Монте-Карло в 1901-м, после чего стартовала мощная рекламная кампания. «Играйте в сальту! — призывали газеты. — День покажется часом, а час — минутой!»

Сальта мортале: как созданная музыкантом игра стала символом мира во всем мире
Бартман и Ласкер на первом международном турнире по сальте 10 апреля 1900 года в Берлине. В состязаниях победил шахматный король Эмануэль Ласкер, несмотря на то что его противники имели больший опыт в сальте

Наступали новые времена. Под землей гремели поезда метро, в небесах парили дирижабли, Жюль Верн описывал полет из пушки на Луну, а Моне и Ренуар рисовали живой свет вместо застывших контуров. Сальта стала символом начала века: в пьянящей, наэлектризованной атмосфере грядущей эры великих потрясений эти диковинные шашки без взятия казались отражением чего-то светлого и правильного — быть может, переустройства мира без кровопролития и боли.

В 1914 году началась Первая мировая война, и Европа погрузилась в кровавый хаос. Поколение сальты было выбито, и даже правила ее забылись. Лишь в 1980-х годах любитель абстрактных игр Ральф Геринг связался с внуком Конрада Бютгенбаха, и тот прислал ему копию буклета из игрового набора 1902 года. Геринг опубликовал оригинальные правила игры в тематических журналах.

Сальта мортале: как созданная музыкантом игра стала символом мира во всем мире
Доктор Эмануэль Ласкер: «Нет никаких сомнений в том, что сальта помогает достичь вершин комбинаторики», — реклама сальты в газете, доставка по городу Гамбургу

Сделать набор для сальты проще простого: взять доску от стоклеточных шашек, распечатать и вырезать разметку для фишек, наклеить на шашки — и можно играть.

Сальта

Расстановка

Играют красные и зеленые на клетчатой доске 10×10 (для стоклеточных шашек). Фишки ставят на черные поля: в нижнем ряду — «звезды», во втором — «полумесяцы», в третьем — «солнца». Символы в каждом ряду располагаются слева направо в порядке возрастания от одного до пяти.

Сальта мортале: как созданная музыкантом игра стала символом мира во всем мире

Ходы и прыжки

Цвет разыгрывают жребием, первый ход делают зеленые. Фишка ходит на одну клетку по диагонали в любую сторону (в том числе назад) только по темным полям. Прыгать можно вперед, через одну фишку противника на свободную клетку сразу за нею. Через свою фишку прыгать нельзя, запрещены серии прыжков и прыжок назад. Фишка, которую перепрыгнули, не снимается с доски и остается на месте.

Сальта мортале: как созданная музыкантом игра стала символом мира во всем мире

Прыжок обязателен. Если игрок пропустил его, противник командует: «Сальта!» — после чего игрок обязан взять ход назад и прыгнуть. Если возможность для прыжка есть сразу у нескольких фишек, игрок вправе выбирать, которой из них ходить.

Запрещается запирать фишки противника и лишать его хода, однако такое допустимо, если противник еще не расставил по местам все свои фишки и может ходить, в противном случае его запертые фишки требуется немедленно освободить.

Цель игры

Все свои фишки нужно разместить в лагере противника, сохранив строй: «солнца» на десятой горизонтали, «полумесяцы» на девятой, «звезды» на восьмой, все в нумерации слева направо. Поскольку зеленые ходят первыми, красным дается один дополнительный ход, чтобы закончить партию, даже если зеленые уже заняли свои места. Если этого достаточно, засчитывается ничья.

Сальта мортале: как созданная музыкантом игра стала символом мира во всем мире

Тактика

На разных стадиях партии сальта сочетает в себе три совершенно разные игры. Вначале работает обычная шашечная тактика. Однако дебютные построения сложнее, чем в шашках, — в сальте лагеря противников отстоят друг от друга дальше и места для маневров больше.

Когда начинаются прыжки, полезной становится тактика поддавков. Взятие обязательно, и игроки стремятся увести чужие фишки в сторону от пункта назначения. Эта стадия требует буквально шахматного внимания и терпения: здесь достигается главное преимущество. Необходимо также постоянно следить, чтобы отдельные фишки не отстали и не оказались отрезанными, — догонять свой отряд без прыжков придется очень долго.

Наконец, когда армии разминулись, сальта превращается в пятнашки: необходимо найти оптимальный алгоритм для распределения фишек в нужном порядке. Отряд должен быть одновременно компактным и разреженным, чтобы не возникали заторы.

Подсчет очков

Если один игрок уже расставил все свои фишки по местам, второй последовательно заводит свои и считает количество потраченных на это ходов, которые и составляют выигранные противником очки. Если в партии сделано 120 ходов, а ни один из участников еще не расставил фишки по местам, игроки могут независимо друг от друга завести все свои фишки на нужные поля, подсчитывая ходы, и по разнице очков выявить победителя. Это делается для экономии времени — в эндшпиле игра нередко затягивается.

КОНКУРЕНЦИЯ

В Новом Свете

Популярная во всем мире сальта в Америке сдавала позиции китайским шашкам. Изначально они появились в Европе и назывались Sternhalma (нем. «звездная халма»). Ни к Китаю, ни к шашкам эта игра не имеет отношения. В Штатах она продавалась под брендом Hop Ching с подзаголовком Chinese checkers, и это название прижилось. Игровое поле в форме звезды и цветные шарики в качестве фишек навевают мысли о китайском цирке с жонглерами и акробатами.

Сальта мортале: как созданная музыкантом игра стала символом мира во всем мире

Предшественники

Первая игра перехода появилась за 15 лет до сальты и называлась халмой (от греческого ἅλμα — «прыжок»). Ее изобрел американец Говард Монкс. Правилами халма напоминает уголки, но доска крупнее, а играть можно не только вдвоем, но и вчетвером. Также игра известна как экха (eckha) — так ее назвал фабрикант Милтон Брэдли, когда утратил права на название «халма». Вероятно, eckha — производное от echo («эхо»), намекающее на то, что игрок должен отразить позицию в противоположном углу доски.

Сальта мортале: как созданная музыкантом игра стала символом мира во всем мире

Французская игра Conspirateurs («Заговорщики») правилами напоминает халму. По одной из версий, именно «Заговорщики» были первой в истории игрой перехода.

Сальта мортале: как созданная музыкантом игра стала символом мира во всем мире

Фото: Дмитрий Скирюк, ALAMY / LEGION-MEDIA , AFP / EAST NEWS, AMERICAN MUSEUM OF SCIENCE AND ENERGY / JAMES E. WESTCOTT, IHARDLYTHINKSO ( CC-BY-SA )

Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2018, частично обновлен в октябре 2022

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения