24 октября 2016

Еще древние греки задавались вопросом: куда деваются птицы зимой? Версии выдвигали разные: кукушка превращается в ястреба, ласточка зимует под водой, а кто-то и вовсе улетает на Луну… Сегодня о сезонных передвижениях пернатых известно гораздо больше. Но тайн по-прежнему немало

Гуси-лебеди

Вольные мигранты: куда пропадают птицы зимой

Чтобы отследить перемещения птиц, орнитологи метят пернатых металлическими кольцами с индивидуальным кодом. Разглядеть с земли эти «украшения» невозможно даже в подзорную трубу. Считывают информацию с колец лишь при повторной встрече с птицей. Часто кольца возвращают охотники. Другое дело цветной ошейник — его видно с большого расстояния. Отслеживанием птиц по таким ошейникам занимаются не только специалисты, но и любители — бёрдвотчеры. Они используют составленные учеными определители и заносят информацию в единую базу.

Вольные мигранты: куда пропадают птицы зимой

Институт географии РАН провел экспедиции в районы зимовок, гнездования и пролетных путей белолобого гуся и малого лебедя. Проект «Гуси-лебеди» был реализован при поддержке Русского географического общества. Как рассказал руководитель проекта Петр Глазов, весной 2015 года ученые проследили миграцию белолобых гусей с помощью двух передатчиков GPS-GSM. Их крепят птице на шею или спину (подобно рюкзаку). Сигнал получают через спутник и передают его по мобильной связи. Если связи нет, датчик накапливает информацию о перемещениях птицы и, когда та влетает в зону покрытия, передает данные.

Собранная участниками проекта информация поможет оценить состояние птичьих популяций и скорректировать карту особо охраняемых территорий, сроки и список разрешенных мест охоты.

Обозначены пути миграции отдельных популяций каждого вида

Обозначены пути миграции отдельных популяций каждого вида

1. Дрозд-рябинник

Северная холодоустойчивая птица. Одна из популяций «колонизировала» Гренландию и Скандинавский полуостров.

2. Серый журавль

К тяжелому перелету тщательно готовится: совершает пробные вылазки, отрабатывает ритм движения и слаженность полета в стае, тренирует молодых собратьев.

3. Бегунок

Не все перелетные птицы ищут тепла. Бегунки весной выводят птенцов в Сахаре, а летом перемещаются севернее — к побережьям Марокко или Туниса, спасаясь от жары и засухи.

4. Лебедь-кликун

Во время перелетов на зимовку может подняться выше 8 км. На такой высоте стаю из 30 птиц заметил пилот пассажирского лайнера.

5. Малый веретенник

Способен пролететь около 11 500 км всего за девять дней — без перерыва на отдых и прием пищи. Теряет при этом до половины своего веса.

6. Альбатрос

Размах крыльев до 3,5 метра позволяет планировать, используя воздушные потоки для набора высоты. Это помогает затратить минимум усилий и пролететь над океаном 15 000–20 000 км.

7. Сапсан

Рекордсмен по скорости полета. Сапсан может пикировать со скоростью 322 км/ч. Но в горизонтальном полете уступает в скорости стрижу.

8. Колибри

Совершает 90 взмахов крыльями в секунду, причем в движении крылья описывают восьмерку. Эта крохотная птичка единственная умеет летать задом наперед.

9. Серый буревестник

Проводит в пути до 200 дней в году, мигрируя на 64 000 км.

10. Полярная крачка

В среднем преодолевает до 71 000 км. Рекорд — 96 000 км. За шесть лет жизни крачка может «налетать» расстояние, равное пути от Земли до Луны.

Фото: Alamy / Legion-media, iStock (x6), Shutterstock, JJ Harrison (CC-BY-SA), Marlin Harms (CC-BY), Shah Jahan (CC- BY)