Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Пляшущие человечки

11 февраля 2016

Наскальные изображения — это хроники повседневной жизни древних людей или иллюстрации к мечтам и страхам, размышлениям о вечности? Ученые утверждают: и то и другое

Пляшущие человечки

Петроглифы на скалах вдоль чукотской реки Пегтымель — самые северные наскальные рисунки в мире. Фото: Игорь Георгиевский / Geophoto

Пляшущие человечки

Охотничьи рассказы

Республика Карелия знаменита целыми галереями петроглифов на каменистых уступах по берегам озер и рек, сегодня известно несколько тысяч рисунков на восточном берегу Онежского озера и в низовьях реки Выг при впадении ее в Белое море. По мнению ученых, относятся они к неолиту: возраст изображений около 5–7 тысяч лет.

Пляшущие человечки

Карелия, беломорские петроглифы, повествующие о древних ритуалах

Беломорские петроглифы, выполненные в основном сплошной выбивкой на темно- серых скалах островков и береговых камнях отступившего моря, складываются в рассказы о суровых буднях древних охотников: опасные морские походы за полярными дельфинами белухами, схватки с медведями, сражения с соседними племенами…

Пляшущие человечки

Первобытные охотники-лыжники с берегов Онежского озера

На одном из каменных полотен можно увидеть охоту на лосей: трое мужчин на лыжах преследуют группу животных, настигают их — и вот острые стрелы воткнулись в звериные спины. Самый опасный момент охоты показан во всех деталях — четко нанесенные следы от лыж, лыжных палок и следы животных помогают увидеть рельеф места, где разворачивалось действо. Можно представить, как самый быстрый из лыжников взобрался на заснеженную скалу, помогая себе палками на подъеме (это видно по часто-часто отмеченным следам палок), чтобы, скатившись с нее (здесь следов палок выбито совсем мало), обогнать лося и преградить ему путь.

Пляшущие человечки

Пляшущие человечки

Разрозненные и загадочные рисунки на мысе Бесов Нос в Карелии

Книга мифов

Таинственные «Бесовы следки» — скопление петроглифов возле города Беломорска рассказывают, по мнению ряда ученых, о древних ритуалах. На скале есть изображение группы людей, идущих цепочкой и держащих в руках некие предметы; есть и сцены, напоминающие ритуальную оргию. Самую крупную антропоморфную фигуру местные жители прозвали Чертом или Бесом (отсюда и название памятника), исследователи полагают, что так древние люди изобразили божество.

Пляшущие человечки

Один из самых известных петроглифов с Онежского озера

На Онежском озере есть свой «Бес», давший название мысу Бесов Нос, — фигура высотой 2,5 метра, разделенная пополам естественной трещиной. Вокруг этого беса выбиты еще десятки изображений. В отличие от беломорских петроглифов эти рисунки не складываются в реалистичные, легко читаемые сцены. Похоже, что это каменная книга мифов Древнего мира. Вот одинокий герой в маленькой лодочке, поймавший огромную белуху, — скорее всего, мифический персонаж, потому что охота на это морское животное требовала коллективных усилий. Вот двухголовые звери и птицы. Вот лыжник с головой животного мчится за лосем. Что это за существо — шаман в маске зверя или изображение тотемного предка? Перед нами охота или обряд? У ученых нет однозначного ответа.

Пляшущие человечки

Таинственные звери на петроглифах Канозера

Есть на онежских берегах и другие загадочные рисунки: солярные и лунарные знаки, «жезлы» с лосиными головами. Но больше всего изображений птиц, в основном лебедей. Водоплавающие птицы, живущие в трех стихиях: на земле, в воде и в воздухе, — и потому являющиеся посредниками между тремя мирами, у многих народов связаны с мифом о сотворении Вселенной. Так, карело-финский эпос «Калевала» повествует о создании мира с участием утки. Лебедь — священная птица у саамов. Да и сегодня охотники считают грехом убийство лебедя.

Пляшущие человечки

В поселке Умба Мурманской области действует музей «Петроглифы Канозера». Отсюда организуются экскурсии на острова

***

Похоже, художники во все времена делились на разные творческие направления. Одни, как авторы «реалистичных» беломорских петроглифов, в подробностях описывают быт и нравы. Другие, подобно онежским древним живописцам, ставят перед собой другую задачу — раскрыть тайны бытия.

Пляшущие человечки

Пегтымельские петроглифы на Чукотке расположены на скалах на протяжении двух километров

Пляшущие человечки

Наскальная живопись на Чукотке — творчество дальних предков эскимосов

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Собственные открытия

Пляшущие человечки

Изучение таинственных знаков из далекого прошлого — дело увлекательное. На Русском Севере не только археологические экспедиции, но и случайные путешественники часто обнаруживают новые петроглифы и писаницы. Так, в 1997 году во время туристического сплава по реке Умбе на Кольском полуострове наскальные рисунки были открыты на островке, где ранее неоднократно останавливались байдарочники.

Проехав по России, каждый способен стать первооткрывателем. Об этом рассказывает книга «Где я должен побывать, чтобы познать Россию», изданная при грантовой поддержке Русского географического общества. Здесь есть сюжет и об онежских петроглифах, и о загадочных рисунках Канозера на Кольском полустрове, и о пегтымельских наскальных изображениях на Чукотке…

16 очерков повествуют о 16 разных российских регионах — от «двух столиц» до Камчатки, Алтая, Тувы. Ученые из Института географии РАН рассказывают и о популярных туристических маршрутах вроде Золотого кольца России, и о труднодоступных местах — мысах и островах Арктики, горных тропах Приэльбрусья.

«Работа над вторым томом продолжается, — рассказал «Вокруг света» директор Института географии, академик Владимир Котляков. — Мы надеемся издать его в конце этого года».

ГЛОССАРИЙ

Петроглифы (от древнегреческого — «камень» и «резьба») — изображения, выбитые на природных поверхностях кварцевыми орудиями.

Писаницы — наскальные рисунки первобытных людей, выполненные природными красками.

Фото: Игорь Георгиевский / Geophoto, Алексей Судариокв (3), Родион Власов / Фотобанк Лори, Семен Майстерман / ТАСС, Игорь Георгиевский / Geophoto (4)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2016

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения