Вымышленные герои расскажут о менталитете страны больше, чем путеводители и гиды. Например, Бонд, Джеймс Бонд — пример идеального англичанина. Как минимум в глазах соотечественников, как максимум — всего мира

Фото №1 - Герой нашего времени

Джеймс — одно из самых распространенных английских имен. В Великобритании оно регулярно входит в топовую десятку. Неслучайно писатель Ян Флеминг дал такое имя своему герою — секретному агенту 007. И неслучайно популярность имени после этого возросла. В 1953 году мир увидел первую книгу о британском шпионе — «Казино «Рояль». С тех пор Джеймс Бонд находится на службе Ее Величества королевы Великобритании.

«Агент 007 воплощает образ идеального англичанина , — говорит директор Британского совета в России Пол де Куинси. — Я рос в Великобритании 60– 70-х — в годы, когда Бонд производил ярчайшее впечатление своими идеально скроенными костюмами и роскошными автомобилями. Он всегда находился в окружении самых красивых женщин. О таком стиле жизни втайне мечтает большинство мужчин. Бонд обаятельный, элегантный, остроумный, мужественный, интеллигентный, а кроме всего прочего, он предан своей стране. Я уверен, что каждый британец сравнивает себя с ним ».

ИМЯ
Бонд, редкий грызун

Согласно легенде, Ян Флеминг назвал героя в честь американского орнитолога Джеймса Бонда (1900–1989). Его книга «Птицы Вест-Индии» попалась на глаза писателю, когда тот придумывал имя для супершпиона. В честь этого же ученого был назван и редкий вид грызунов на Гаити — Plagiodontia aedium bondi .
Другая легенда гласит, что брат писателя Питер Флеминг посоветовал назвать героя в честь агента Секретной разведывательной службы Родни Бонда, который спас ему жизнь во время операции в Греции.
Впрочем, есть и такой факт: школьником Флеминг дружил с семьей Бонд, владевшей большим имением по соседству. В их роду значился Джеймс Бонд, который в 1500 годах шпионил по поручению английской королевы. Он выбрал для семьи девиз Оrbis non sufficit , что означает «И целого мира мало».

Фото №2 - Герой нашего времени

Тезка героя Флеминга, 54-летний уроженец Хэмпшира, владелец фирмы по продаже автозапчастей Джеймc Баунд считает, что ему в жизни повезло: родители дали модное имя, которое в сочетании с фамилией рождает вполне определенные ассоциации. Мистер Баунд шутит, что это обеспечило ему успех у женщин. «Будь Бонд политиком, он не стал бы популярным, его методы достижения цели могут вызывать сомнения у избирателей , — добавляет Баунд. — Будь членом королевской семьи, он бы подвергся критике со стороны семьи. Но агент 007 — супергерой, он борется с мировым злом и никогда не ошибается, поэтому ему прощают всё и его обожают все независимо от социального положения. Он воплощает те качества, которые во всем мире ассоциируются с британцами, пусть даже среднестатистический англичанин не такой ».

Создание героя: шпион, которого любят все

Автор книг об английском супергерое Ян Флеминг играл в гольф и азартные игры, выкуривал по 70 сигарет в день, увлекался гаджетами, любил роскошные автомобили, крепкие напитки и женщин — таков и Джеймс Бонд. Но привычками и пристрастиями сходство не ограничивается, есть много биографических совпадений. Писатель, как и его герой, учился в элитном Итонском колледже, выпустившем 19 премьер-министров Великобритании. В 1939 году состоявшийся журналист поступил на службу в военно-морские силы, благодаря чему узнал шпионскую кухню изнутри.

«Корни британской идентификации Бонда уходят во времена Второй мировой, когда Флеминг служил в разведке , — говорит Саймон Виндер, автор книги об агенте 007 «Человек, который спас Британию». — После войны Флеминг заскучал и в 43 года взялся за серию романов о похожем на себя разведчике, который продолжает работать в секретной службе ».

Фото №3 - Герой нашего времени

Герой Флеминга ворвался в послевоенную Великобританию — мрачную и депрессивную — с коктейлем из сухого мартини с водкой или джином «смешать-не-взбалтывать». В то время как большинство людей едва сводило концы с концами, он сорил деньгами и наслаждался жизнью (в свободное от спасения мира время). Его стиль развлекал и вдохновлял одновременно. Бонд, который читал исключительно Times и восхвалял британские автомобили и портных с лондонской Сэвил-роу — родины смокинга, стал энциклопедией стиля, вернул разочарованному поколению вкус к жизни. И гордость за свою страну — бывшую империю, недавно владевшую четвертью мира, а в ХХ веке лишившуюся титула сверхдержавы.

«Джеймс Бонд — продукт своего времени , — объясняет киновед Джеймс Чэпмен, профессор Университета Лестера. — Он был создан во времена холодной войны и краха британского империализма. В воображаемом мире Флеминга Великобритания по-прежнему могущественная держава, а не тень США ».

Фото №4 - Герой нашего времени

В результате меньше чем за месяц было продано около 5000 экземпляров книги никому не известного писателя. В 1960 году только за неделю уходило по 6000 книг. Всего же шпионская серия из 12 романов разошлась по миру 30-миллионным тиражом. В прошлом году экземпляр «Казино «Рояль» из первого тиража был продан на аукционе за 40 000 долларов.

В духе времени: живешь уже шестой раз

Когда 007 перебрался с книжных страниц на большой экран, началась настоящая бондомания. Каждый исполнитель роли супершпиона добавлял к его образу что-то свое. Шотландец Шон Коннери был первым, он задал тон, создав в 1960-х образ харизматичного обольстителя. Бонд англичанина Роджера Мура , вступившего в «должность» в 1973-м, обладал прекрасным чувством юмора. В 1987-м его сменил валлиец Тимоти Далтон — благородный и непокорный. Ирландец Пирс Броснан с 1995-го по 2002-й являл собой образец мужества и страсти. Последний же Бонд в лице англичанина Дэниела Крейга брутален и циничен.

Выбор героя всегда диктуется временем. В «свингующие шестидесятые» Бонд-Коннери учил зрителя получать удовольствие от жизни. В 1970-е — период политических кризисов и глобального экономического спада — Бонд-Мур веселил зрителей, отвлекая от проблем. В автобиографической книге «Бонд о Бонде» актер объяснил, почему герой Тимоти Далтона заметно разборчивее в связях: в 1980-е мир был обеспокоен СПИДом.

В 1975 году шесть фильмов бондианы впервые показали на британском телевидении — канал ITV купил права за рекордные 850 000 фунтов. Количество поклонников бондианы резко выросло: показанный на национальном канале в 1980 году фильм «Живи и дай умереть» побил рекорд, став самым популярным на британском телевидении фильмом всех времен, — его посмотрели 23,5 миллиона человек. С канала ITV началась традиция запускать Бонд-марафон во время рождественских праздников. На волне предновогодних показов в магазинах в качестве «горячих» подарков продаются игрушки, сувениры, предметы коллекционирования, связанные с агентом 007.

Фото №5 - Герой нашего времени

«Дарить подарки, которые ассоциируются с Бондом, принято не только на Рождество , — рассказывает 32-летний IT -аналитик из Западного Йоркшира Александр Гент.Например, на День отца, в третье воскресенье июня, дети отцам дарят гаджеты или дорогие часы. И дело тут не столько в самом предмете, сколько в смысле, который он несет. Джеймс-бондовский подарок — это как признание того, что твой отец крутой, обаятельный и уверенный в себе, как агент 007 ».

Писатель Саймон Виндер считает, что Бонд больше других вымышленных персонажей повлиял на формирование покупательских привычек: «Демонстрация в фильмах автомобилей, часов, напитков, одежды и мест отдыха абсурдно влиятельна. Например, после выхода фильма «Человек с золотым пистолетом» возник огромный спрос на Таиланд ».

Фото №6 - Герой нашего времени

В 2012 году Бонд наконец-то пропиарил достопримечательности своей родины. В фильме «007: Координаты «Скайфолл» промелькнули такие знаковые лондонские места, как Национальная галерея, Уайтхолл и Гринвич, а также живописные шотландские горы и долины. На этой волне национальный офис по туризму VisitBritain решил использовать образ Бонда для привлечения в страну зарубежных гостей. Рекламная кампания Bond is GREAT Britain была запущена во Всемирный день Джеймса Бонда (Global James Bond Day) , который впервые отмечался 5 октября 2012 года — в день 50-летия выхода первого фильма франшизы. К этому дню также были выпущены духи «007» и фильмы на дисках Blu-ray . Кроме того, заработал телеканал Sky Movies 007 , полностью посвященный Бонду. С 5 октября в течение месяца на нем круглосуточно без перерывов на рекламу крутили фильмы об агенте британской разведки. Аукционный дом «Кристис» в честь 50-летия агента 007 выставил на продажу 50 вещей из бондианы. Самым дорогим оказался лот под номером 50 — Aston Martin V12 DBS , на котором Дэниел Крейг катался в фильме «Квант милосердия». Машина была продана за 390 101 доллар. Вырученные средства пошли на благотворительность.

Фото №7 - Герой нашего времени

Завтра не умрет никогда

Дэниел Крейг стал воплощением агента 007 в 2006 году в фильме «Казино «Рояль», снятом по мотивам первого романа Яна Флеминга. Франшиза была перезапущена с радикально измененным образом любимого спецагента. В герое Крейга многие не увидели истинно британского джентльменского лоска. Новый, грубоватый и простоватый Бонд с настороженным взглядом серо- голубых глаз встретил неприятие со стороны давних поклонников бондианы. Совпадение или нет, но после выхода «Казино «Рояль» имя Джеймс скатилось с шестого на девятое место в британском рейтинге популярных имен.

Фото №8 - Герой нашего времени

Однако спустя некоторое время многие из бывших хулителей Крейга превратились в яростных поклонников. «Почему? — размышляет 23-летний Гарри Леонард, супервайзер в Арт-центре города Ковентри и преданный фанат бондианы с 15-летним стажем. — Крейг сделал Бонда более земным и человечным. В герое Дэниела Крейга за техническими примочками мы видим не машину для убийства, а личность. Сложную и надломленную. В новом тысячелетии зрителю требуется именно такой противоречивый герой, а не идеализированный. После теракта 11 сентября 2001 года мир стал другим, и это нельзя игнорировать, иначе зритель потеряет интерес. Сегодняшний британец сопоставит себя скорее с драматическим героем, чем с суперменом, который положит сотню одной левой».

Третий фильм Крейга «007: Координаты «Скайфолл» оправдал ребрендинг героя, побив в Великобритании рекорд кассовых сборов франшизы. Всего же он собрал 1,1 миллиарда долларов — почти одну пятую от общих мировых сборов всех 23 фильмов бондианы. А в британских кинотеатрах и вовсе стал самым кассовым за всю историю. Расчет на нового Бонда оправдался.

Фото №9 - Герой нашего времени

В КРУГУ СЕМЬИ
Королевский выход

Почти каждая мировая премьера очередного фильма франшизы традиционно проходит в лондонском кинотеатре «Одеон» на Лестер-сквер. Мероприятие часто посещают монаршие особы. Так, новый фильм о Бонде «007: Спектр» планируют посетить Кейт Миддлтон и принц Уильям. Предшествующий «Скайфолл» почтили своим присутствием принц Чарлз с супругой Камиллой, а «Квант милосердия» — принцы Уильям и Гарри. Фильм «Только для твоих глаз» (1981) стал в свое время первым фильмом бондианы, который посетили принцесса Диана с принцем Чарлзом. Да и сама королева Великобритании трижды появлялась на премьере: на фильмах «Живешь только дважды» (1967), «Умри, но не сейчас» (2002) и «Казино «Рояль» (2006).

Спецагенту британской разведки в лице Дэниела Крейга доверили важнейшую миссию — 27 июля 2012 года сопроводить королеву Великобритании на церемонию открытия Олимпиады в Лондоне. Зрителям прямо на стадионе был показан видеоролик: агент 007 приезжает на английском такси к Букингемскому дворцу за Елизаветой II, они вместе садятся в ожидающий их во дворе вертолет и направляются на нем в сторону арены. Оказавшись над Олимпийским стадионом, оба национальных символа Великобритании прыгают с парашютами. В этот момент над стадионом действительно появился вертолет, с которого под коронную музыкальную тему бондианы десантировались каскадеры в образах королевы и агента 007. Публика была в восторге.

Фото №10 - Герой нашего времени

«Трюки в бондиане всегда на высшем уровне, это позволяет зрителям во всем мире стать свидетелями того, что ранее никто не делал, а британским зрителям — гордиться этим, — говорит директор архива кинокомпании EON Productions Мег Симмондс . — Англичанин Бонд во многом первопроходец, он первым знакомил публику с гаджетами, которые позже стали массовыми. Например, еще в фильме «Из России с любовью» агент получает сообщение от босса по пейджеру. В 1963 году люди вообще не знали о существовании такого девайса. В «Шаровой молнии» 1965 года Джеймс использует фотоаппарат для подводной съемки. А в фильме «Шпион, который меня любил» 1977 года впервые на экранах появился скутер. Но главное — это сам герой, созданный Флемингом. В основе долголетия франшизы — его меняющийся образ, который, несмотря на глобализацию, продолжает оставаться британским. Бонд теперь не только состоит на секретной службе Ее Величества — он защищает общечеловеческие ценности, что в глазах зрителей не может не повышать авторитет Великобритании в мире».

Фото: Columbia Pictures, Getty Images (x3), Alamy / Legion-Media (x2), Reuters / Pixstream (x2), AP / East News (x2)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2015