Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Легка на подъем: 8 интересных деталей картины «Прогулка» Марка Шагала

Любовь с первого взгляда, да еще взаимная… Такое случается не с каждым. Марку Шагалу повезло, и художник хорошо это знал. Картина «Прогулка» — о том, что теперь у него есть все для счастья

Обсудить

В 1909 году в Витебске подруга Шагала представила ему свою бывшую одноклассницу. «И я понял — это моя жена», — вспоминал художник.

Легка на подъем: 8 интересных деталей картины «Прогулка» Марка Шагала

Марк Шагал. «Прогулка». 1918

Источник:
Diomedia

Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Яркая девушка шокировала мать Шагала: Белла позировала юноше обнаженной. И соседей, когда однажды ночью вылезла из мастерской через окно, не желая будить хозяина квартиры. Родня Беллы осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. Но чувства девушки были серьезными. Она дождалась возлюбленного из четырехлетней заграничной поездки и вышла за него замуж.

Революция все перевернула: имущество родителей Беллы конфисковали большевики, а Шагал был назначен в родной Витебск комиссаром искусств. В этот период он написал несколько картин о безмятежном счастье с молодой супругой, в их числе «Прогулку».

Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения (по большей части на идише), в «Прогулке» он явно спорит с русской пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Шагал изобразил себя: он стоит, опустив правую руку, а в ладони, близко к земле, бьется птица. Синица — это все то, что есть у героя: любимый город, выбранная профессия… Однако, как художник сказал годы спустя, «есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, — цвет любви». Поэтому он крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу.

Легка на подъем: 8 интересных деталей картины «Прогулка» Марка Шагала
Источник:

Diomedia

1. Полет. «Человеком воздуха» («люфтменч» на идише) называют того, кто полон идей, далеких от реальности. Но Шагал, который любил изображать персонажей своих картин летящими, придает оторванности от земли другой смысл. «Чтобы взлететь,  — утверждал художник, — мало мечтательности, нужен темперамент, восторг, теснящий грудь, страсть, поднимающая в воздух». Шагал показывает чувства как физические действия: героиня «Прогулки» летит, окрыленная любовью и счастьем.

2. Художник. Себя, субъекта, восприятие которого преображает реальность, Шагал рисовал и писал постоянно — в разной манере, в десятках вариантов (иногда даже в виде животного, например кошки в «Париже из окна» или быка в «Автопортрете с часами перед распятием»). Здесь он счастливый влюбленный, который вот-вот оторвется от земли вслед за летящей избранницей. Правда, искусствовед Дмитрий Сарабьянов полагал, что «в „картине-представлении“ „Прогулка“ несколько деланая улыбка (художника. — Прим. „Вокруг света“) заслоняет подлинную тревогу» — все-таки Шагал создавал это произведение в годы войны и революции.

3. Белла. Она «парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет» — так писал художник о супруге. Белла была советчицей живописца, вдохновительницей и сквозным персонажем его картин. Шагал постоянно рисовал жену, даже после ее смерти. Образ Беллы присутствует более чем в 2000 его работ.

Легка на подъем: 8 интересных деталей картины «Прогулка» Марка Шагала
Источник:

Diomedia

4. Город. Родной Витебск, где прошли детство и юность Шагала, также стал одним из сквозных образов в его произведениях. Художник писал Витебск везде, даже на плафоне Парижской оперы: «Не было, город, картины, в которую я не вдохнул бы твой дух, не было краски такой — не светящейся твоим светом».

Но Витебск Шагала — это не только место с узнаваемыми деталями, но и Вечный город, подобный Иерусалиму, ключевому образу библейской вселенной. Сарабьянов, отмечая эту двойственность шагаловских образов, определял его живопись как «бытовой символизм».

Легка на подъем: 8 интересных деталей картины «Прогулка» Марка Шагала
Источник:

Diomedia

5. Храм. Спасо-Преображенскую церковь было видно из окна комнаты художника в родительском доме. «Этот пригорок с церковью я не раз и всегда с удовольствием изображал на своих картинах», — вспоминал Шагал. До наших дней она не сохранилась. Для художника эта церковь не только часть дорогого ему пейзажа из воспоминаний детства: Храм — атрибут совершенного Города.

Легка на подъем: 8 интересных деталей картины «Прогулка» Марка Шагала
Источник:

Diomedia

6. Графин и бокал с вином на узорчатой скатерти подчеркивают праздничное настроение картины.

Легка на подъем: 8 интересных деталей картины «Прогулка» Марка Шагала
Источник:

Diomedia

7. Пасущееся животное. Окраины Витебска в то время мало отличались от деревни, местные жители держали скот. Лошади и коровы часто появляются в живописи и графике Шагала, в данном случае — для усиления пасторальной атмосферы.

Легка на подъем: 8 интересных деталей картины «Прогулка» Марка Шагала
Источник:

Diomedia

8. Земля для Шагала — воплощение материнского начала. «Вообще люблю лежать, уткнувшись в землю, шептать ей свои горести и мольбы», — писал он в автобиографии. Здесь земля и дома, стоящие на ней, зеленые. Это любимый цвет Шагала, и на картинах он часто связан с ощущением радости и любви к жизни.

ХУДОЖНИК
Марк Шагал

Легка на подъем: 8 интересных деталей картины «Прогулка» Марка Шагала
Источник:

Wikimedia Commons

1887 — Родился в еврейском местечке Витебска в семье грузчика селедочной лавки.
1907–1910 — Учился живописи в Петербурге.
1910–1914 — Уехал в Европу, жил в Париже.
1912 — Написал «Автопортрет с семью пальцами».
1915 — Женился на Белле Розенфельд.
1914–1918 — Писал «Над городом».
1917–1918 — Создал «Прогулку», «Двойной портрет с бокалом вина».
1918–1920 — Руководил основанным им в Витебске художественным училищем.
1922 — Эмигрировал в Европу.
1938 — Написал «Белое распятие».
1941 — Уехал с семьей в США.
1948 — Вернулся во Францию.
1985 — Умер в лифте своего дома в Сен-Поль-де-Ванс (Лазурный Берег).

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2015, частично обновлен в декабре 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения