13 января 2015

Новый остров России, самый большой динозавр, океан на спутнике и еще 22 удивительных эпизода минувшего года

АЭРОДИНАМИКА

Совершен самый высокий прыжок из стратосферы

Фото: Paragon SDC

Старший вице-президент компании Google Алан Юстас прыгнул с высоты 41 419 м, побив предыдущий рекорд в 38 969 м, установленный австрийцем Феликсом Баумгартнером в 2012 году. Облаченный в костюм, напоминающий скафандр космонавта, Юстас два часа поднимался на аэростате, наполненном гелием, над аэродромом в Нью-Мексико. За 4,5 минуты падения Юстас развил скорость 1322 км/ч и преодолел звуковой барьер. На высоте 5,5 км Алан раскрыл основной парашют и успешно приземлился в ста километрах от места старта. «Это было удивительно. Вы можете увидеть тьму космоса и слои атмосферы так, как раньше не могли» , — сказал Юстас в интервью The New York Times .

ФИЗИОЛОГИЯ

Впервые ткань мозга выращена вне тела

25 главных событий 2014 года

Биоинженеры из США в лаборатории получили ткань мозга, которая живет более двух месяцев и содержит белое и серое вещества. Они построили губчатый каркас в форме бублика и заселили его нейронами крысы. Выращенная ткань имела нужный метаболизм, проводила сигналы и правильно реагировала на механические травмы.

Наскальная живопись, найденная 60 лет назад, признана древнейшей в Азии

В Индонезии в карстовых пещерах 60 лет назад обнаружили наскальную живопись: отпечатки ладоней и изображения животных. Тогда предположили, что рисункам 12 тысяч лет. Теперь датировку пересмотрели: некоторым из них почти 40 тысяч лет. Это самые ранние свидетельства пребывания в Восточной Азии людей современного типа.

ПРОИСШЕСТВИЯ

Мексиканский рыбак 14 месяцев выживал в открытом море без еды и воды

25 главных событий 2014 года

В январе к острову атолла Эбон (Маршалловы острова) прибило лодку с человеком на борту. Мужчина назвался Хосе Альваренгой. Он утверждал, что вместе с другом Эсекьелем Кордобой в ноябре 2013 года отплыл от мексиканского побережья, чтобы порыбачить. Начался шторм, и лодку унесло в Тихий океан. Спустя месяц от голода и палящего солнца Кордоба скончался. В результате расследования выяснилось, что Хосе Альваренга жил в Мексике нелегально под чужим именем. Правдива ли история, рассказанная рыбаком, неизвестно и по сей день. Специалисты, которым удалось встретиться с Хосе во время его переезда с Маршалловых островов в Мексику, уверены, что мужчина не врал. Однако сразу по возвращении Альваренги в родной городок Гарита-Пальмера в Сальвадоре новости о нем прекратили поступать в массмедиа, будто ничего и не было.

ПУТЕШЕСТВИЯ

Британский школьник стал самым юным покорителем Антарктики

16-летний Льюис Кларк достиг полярной станции «Амундсен — Скотт», преодолев путь более чем в тысячу километров за полтора месяца. Путешествовал подросток под надзором полярника Карла Элви, однако, передвигаясь на лыжах, самостоятельно вез повозку с вещами. Предыдущий рекорд был установлен в 2005 году 18-летней Сарой Макнейр-Лэндри из Канады.

ТЕХНОЛОГИИ

В продажу поступили очки Google glass

25 главных событий 2014 года

Мини-компьютер появился в магазинах по цене от 1500 долларов. В России их можно приобрести на сайте Google . Изобретение имеет расположенный над правым глазом дисплей, на котором отображается необходимая пользователю информация, и встроенную камеру, записывающую видео высокого качества. Управляется голосовыми командами, начинающимися словами: «OK, Glass…»

АРХЕОЛОГИЯ

Найдены образцы древнерусской монументальной живописи

25 главных событий 2014 года

Разобрав несколько уровней пола в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Великом Новгороде, сотрудники Института археологии РАН обнаружили фрески XII века. А в Спасо-Преображенском соборе в Твери нашли росписи конца XIII столетия. Фрагмент с изображением лика — первый пример монументальной живописи в этой области Руси XIII века после татаро-монгольского нашествия.

АРХЕОЛОГИЯ

Стоунхендж оказался частью большого ритуального комплекса

25 главных событий 2014 года

Участники совместного британско-австрийского проекта «Скрытые ландшафты Стоунхенджа» исследовали окрестности знаменитого комплекса мегалитов с помощью лазерных сканеров, магнитометров и радаров. По итогам четырех лет работы на территории площадью около 12 км2 обнаружены остатки еще 17 таких же древних ритуальных комплексов и других археологических объектов. Нанеся их на цифровую карту, исследователи пришли к выводу, что Стоунхендж был центром обширной системы святилищ, рвов и курганов. Многие из них ориентированы по солнцу и звездам. «Проект переворачивает наши представления о Стоунхендже», — сказал его руководитель профессор Винсент Гаффни.

ТЕХНОЛОГИИ

Разработан первый нанопроцессор

Ученые Гарвардского университета создали первый в мире нанопроцессор nanoFSM . Он существует за пределами закона Мура (количество транзисторов на кристалле интегральной схемы удваивается каждые два года) и является самой плотной наноэлектронной системой на свете (меньше нервной клетки человека).

АНТРОПОЛОГИЯ

Создана компьютерная модель облика Тутанхамона

Международная группа исследователей, взяв за основу мумию фараона, правившего Египтом в XIV веке до н. э., создала трехмерное изображение его тела. У умершего примерно в 19 лет Тутанхамона было искривление щиколотки и нарушение прикуса.

ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

Обнаружен самый большой динозавр

В Патагонии обнаружили останки существа, которое можно назвать самым крупным из всех найденных динозавров. Размеры животного достигали 40 м в длину и 20 м в высоту (при вытянутой шее). Оно было травоядным и весило около 77 т — на 7 т больше, чем аргентинозавр, до сих пор считавшийся самым тяжелым динозавром на планете, и в 14 раз тяжелее, чем современный индийский слон. Всего обнаружено 150 костей «в замечательном состоянии» от семи особей, живших около 100 миллионов лет назад.

На спутнике нашли океан

В апреле исследователи, изучающие данные с космического аппарата «Кассини», подтвердили, что в районе южного полюса спутника Сатурна Энцелад под толстой ледяной корой существует водяной океан, размером примерно с пару земных Байкалов.

К Марсу подобрались совсем близко

В сентябре на орбиту Красной планеты вышли два новых исследовательских спутника — американский Maven (предназначен для исследования атмосферы Марса) и индийский Mangalyaan . Всего на орбите сейчас работает пять спутников, а поверхность изучают два марсохода, причем Curiosity добрался до горы Маунт-Шарп и скоро, двигаясь вверх по ее склону, составит фактически полную геологическую летопись планеты, охватывающую четыре с лишним миллиарда лет. Мы многое узнаем о климатической катастрофе, случившейся в свое время на Марсе. Это поможет понять, что происходит с климатом на Земле.

ТУРИЗМ

Россия заняла девятое место в списке самых посещаемых стран мира

МЕДИЦИНА

Ученые поняли, почему антибиотики теряют эффективность

Группа исследователей из Лондона обнаружила механизм, благодаря которому бактерии обмениваются генетическим материалом, в первую очередь генами, проявляющими устойчивость к антибиотикам. Речь идет о так называемой системе секреции IV типа, позволяющей бактериям проталкивать вещества сквозь клеточные стенки. Теперь мы гораздо лучше понимаем, почему антибиотики теряют функциональность.

ПРИРОДА

Впервые за сто с лишним лет замерз Ниагарский водопад

25 главных событий 2014 года

Из-за аномальных морозов (до –30 °C), установившихся на территории США в начале января 2014 года, вода, обрушивающаяся с высоты 53 метров, превратилась в гигантские сосульки. В последний раз подобное обледенение было зафиксировано в 1912 году.

АНТРОПОЛОГИЯ

Неандертальцы могли говорить

Давно известно, что у неандертальцев была та же версия «речевого» гена FOXP2 , что и у современного человека. Теперь британские антропологи проанализировали подъязычную кость неандертальца, найденную в Израиле в 1989 году, и обнаружили, что ее внутренняя структура практически неотличима от аналогичных костей современных людей. А это значит, что неандертальцы могли обладать развитой речью.

В России обанкротились десятки туроператоров

25 главных событий 2014 года

В конце января со скандалом закрылся интернет-поисковик билетов Eviterra . Летом обанкротились ведущие компании «Нева», «Экспо-тур», «Роза ветров Мир», «Лабиринт» и «Идеал-тур». В августе приостановили деятельность туристические компании с более чем 20-летним стажем работы: «ИнтАэр» и «Нордик-стар». В результате от банкротства туроператоров пострадали более 40 000 человек.

БИОЛОГИЯ

Установлено, что ДНК большей частью состоит из «мусора»

25 главных событий 2014 года

Долго считалось, что 80% ДНК человека содержит важную информацию. Исследователи из Оксфордского университета выяснили, что подавляющая часть кода ДНК не имеет большой ценности. Функциональными являются всего 8,2% кода, остальное — эволюционный «мусор». Причем лишь 1% ответственен за кодирование белков, задействованных в биологических процессах, а оставшиеся 7% — переключатели генов.

Раскопана гробница полководца времен Александра Македонского

25 главных событий 2014 года

В 2012 году в ходе раскопок на холме Каста близ города Амфиполиса в Греции нашли древнее погребение. В расчищенных в 2014 году трех камерах обнаружили каменных кариатид и сфинксов, а также мозаичный пол, на котором изображено похищение Персефоны Плутоном. Памятник датируют последней четвертью IV века до н. э. Амфиполис был одним из главных городов Македонского царства, а после смерти Александра Великого стал ключевым пунктом в борьбе за власть, которую семья царя вела с узурпатором Кассандром. Роскошное убранство гробницы позволило предположить, что там похоронена мать или вдова Александра, но, по последним данным, найденный в третьей камере скелет — мужской. Возможно, это кто-то из царских полководцев.

Найден корабль, пропавший 169 лет назад

В проливе Виктория в Канаде обнаружили затонувший корабль «Эребус» британского полярника Джона Франклина. В 1845 году его экспедиция отправилась в Арктику в поисках пути из Атлантического океана в Тихий и пропала. Замерзшие тела спутников Франклина позже обнаружили на островах Кинг-Уильям и Бичи. Находка 2014 года поможет установить причины кораблекрушения.

ФИЗИКА

Впервые удалось заснять шаровую молнию

До сих пор никому не удавалось загнать шаровую молнию в лабораторию или хотя бы снять ее на камеру, и люди про нее практически ничего не знали. В январе китайские ученые впервые смогли получить ее спектр, заснять появление и эволюцию.

ГЕОГРАФИЯ

Российские летчики открыли остров

25 главных событий 2014 года

В 2013 году в Северном Ледовитом океане экипаж вертолета Ми-26, летевшего на остров Котельный, заметил неизвестный остров площадью около 500 м2 . Назвали его Яя. «Когда решали, кто заметил остров, все кричали: «Я, я!» — пояснил географ Сергей Рыжий. В 2014 году остров был официально признан. Открытие расширило российскую экономическую зону, добавив территории страны 452 км2 морских вод.

25 главных событий 2014 года

Произведен шаттл для межпланетных полетов

Глава американской корпорации SpaceX Элон Маск продемонстрировал публике пилотируемую версию космического корабля Dragon V2 , который предназначен для транспортировки семи астронавтов к МКС и обратно. Корабль многоразового использования способен совершать посадки в любой точке Земли и способен приземляться как в море, так и на суше. Возможно, аппарат будет применяться для посадки на Луне или Марсе.

ТУРИЗМ

Для россиян упрощена визовая система

В 2014 году стало возможным поехать без визы в Южную Корею, Панаму, Коста-Рику. А с 1 января 2015 года отменены визы в Индонезию и Монголию. Сегодня россияне могут свободно въехать более чем в 60 государств.

Фото: Shutterstock, AP Images / EastNews, Mike Panhu, Дмитрий Кудинов, Finestimages / Legion - Media, STV, Jennifer Hall, NASA, Артем Геодакян / ТАСС, SPL / Legion-Media, Zuma / Russian Look, Shutterstock (X2), Zuma / Russian Look, Павел Саяпин, SPACEX