Новый остров России, самый большой динозавр, океан на спутнике и еще 22 удивительных эпизода минувшего года

АЭРОДИНАМИКА

Совершен самый высокий прыжок из стратосферы

Фото №1 - 25 главных событий 2014 года

Фото: Paragon SDC

Старший вице-президент компании Google Алан Юстас прыгнул с высоты 41 419 м, побив предыдущий рекорд в 38 969 м, установленный австрийцем Феликсом Баумгартнером в 2012 году. Облаченный в костюм, напоминающий скафандр космонавта, Юстас два часа поднимался на аэростате, наполненном гелием, над аэродромом в Нью-Мексико. За 4,5 минуты падения Юстас развил скорость 1322 км/ч и преодолел звуковой барьер. На высоте 5,5 км Алан раскрыл основной парашют и успешно приземлился в ста километрах от места старта. «Это было удивительно. Вы можете увидеть тьму космоса и слои атмосферы так, как раньше не могли» , — сказал Юстас в интервью The New York Times .

ФИЗИОЛОГИЯ

Впервые ткань мозга выращена вне тела

Фото №2 - 25 главных событий 2014 года

Биоинженеры из США в лаборатории получили ткань мозга, которая живет более двух месяцев и содержит белое и серое вещества. Они построили губчатый каркас в форме бублика и заселили его нейронами крысы. Выращенная ткань имела нужный метаболизм, проводила сигналы и правильно реагировала на механические травмы.

Наскальная живопись, найденная 60 лет назад, признана древнейшей в Азии

В Индонезии в карстовых пещерах 60 лет назад обнаружили наскальную живопись: отпечатки ладоней и изображения животных. Тогда предположили, что рисункам 12 тысяч лет. Теперь датировку пересмотрели: некоторым из них почти 40 тысяч лет. Это самые ранние свидетельства пребывания в Восточной Азии людей современного типа.

ПРОИСШЕСТВИЯ

Мексиканский рыбак 14 месяцев выживал в открытом море без еды и воды

Фото №3 - 25 главных событий 2014 года

В январе к острову атолла Эбон (Маршалловы острова) прибило лодку с человеком на борту. Мужчина назвался Хосе Альваренгой. Он утверждал, что вместе с другом Эсекьелем Кордобой в ноябре 2013 года отплыл от мексиканского побережья, чтобы порыбачить. Начался шторм, и лодку унесло в Тихий океан. Спустя месяц от голода и палящего солнца Кордоба скончался. В результате расследования выяснилось, что Хосе Альваренга жил в Мексике нелегально под чужим именем. Правдива ли история, рассказанная рыбаком, неизвестно и по сей день. Специалисты, которым удалось встретиться с Хосе во время его переезда с Маршалловых островов в Мексику, уверены, что мужчина не врал. Однако сразу по возвращении Альваренги в родной городок Гарита-Пальмера в Сальвадоре новости о нем прекратили поступать в массмедиа, будто ничего и не было.

ПУТЕШЕСТВИЯ

Британский школьник стал самым юным покорителем Антарктики

16-летний Льюис Кларк достиг полярной станции «Амундсен — Скотт», преодолев путь более чем в тысячу километров за полтора месяца. Путешествовал подросток под надзором полярника Карла Элви, однако, передвигаясь на лыжах, самостоятельно вез повозку с вещами. Предыдущий рекорд был установлен в 2005 году 18-летней Сарой Макнейр-Лэндри из Канады.

ТЕХНОЛОГИИ

В продажу поступили очки Google glass

Фото №4 - 25 главных событий 2014 года

Мини-компьютер появился в магазинах по цене от 1500 долларов. В России их можно приобрести на сайте Google . Изобретение имеет расположенный над правым глазом дисплей, на котором отображается необходимая пользователю информация, и встроенную камеру, записывающую видео высокого качества. Управляется голосовыми командами, начинающимися словами: «OK, Glass…»

АРХЕОЛОГИЯ

Найдены образцы древнерусской монументальной живописи

Фото №5 - 25 главных событий 2014 года

Разобрав несколько уровней пола в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Великом Новгороде, сотрудники Института археологии РАН обнаружили фрески XII века. А в Спасо-Преображенском соборе в Твери нашли росписи конца XIII столетия. Фрагмент с изображением лика — первый пример монументальной живописи в этой области Руси XIII века после татаро-монгольского нашествия.

АРХЕОЛОГИЯ

Стоунхендж оказался частью большого ритуального комплекса

Фото №6 - 25 главных событий 2014 года

Участники совместного британско-австрийского проекта «Скрытые ландшафты Стоунхенджа» исследовали окрестности знаменитого комплекса мегалитов с помощью лазерных сканеров, магнитометров и радаров. По итогам четырех лет работы на территории площадью около 12 км2 обнаружены остатки еще 17 таких же древних ритуальных комплексов и других археологических объектов. Нанеся их на цифровую карту, исследователи пришли к выводу, что Стоунхендж был центром обширной системы святилищ, рвов и курганов. Многие из них ориентированы по солнцу и звездам. «Проект переворачивает наши представления о Стоунхендже», — сказал его руководитель профессор Винсент Гаффни.

ТЕХНОЛОГИИ

Разработан первый нанопроцессор

Ученые Гарвардского университета создали первый в мире нанопроцессор nanoFSM . Он существует за пределами закона Мура (количество транзисторов на кристалле интегральной схемы удваивается каждые два года) и является самой плотной наноэлектронной системой на свете (меньше нервной клетки человека).

АНТРОПОЛОГИЯ

Фото №7 - 25 главных событий 2014 года

Создана компьютерная модель облика Тутанхамона

Международная группа исследователей, взяв за основу мумию фараона, правившего Египтом в XIV веке до н. э., создала трехмерное изображение его тела. У умершего примерно в 19 лет Тутанхамона было искривление щиколотки и нарушение прикуса.

ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

Фото №8 - 25 главных событий 2014 года

Обнаружен самый большой динозавр

В Патагонии обнаружили останки существа, которое можно назвать самым крупным из всех найденных динозавров. Размеры животного достигали 40 м в длину и 20 м в высоту (при вытянутой шее). Оно было травоядным и весило около 77 т — на 7 т больше, чем аргентинозавр, до сих пор считавшийся самым тяжелым динозавром на планете, и в 14 раз тяжелее, чем современный индийский слон. Всего обнаружено 150 костей «в замечательном состоянии» от семи особей, живших около 100 миллионов лет назад.

На спутнике нашли океан

В апреле исследователи, изучающие данные с космического аппарата «Кассини», подтвердили, что в районе южного полюса спутника Сатурна Энцелад под толстой ледяной корой существует водяной океан, размером примерно с пару земных Байкалов.

Фото №9 - 25 главных событий 2014 года

К Марсу подобрались совсем близко

В сентябре на орбиту Красной планеты вышли два новых исследовательских спутника — американский Maven (предназначен для исследования атмосферы Марса) и индийский Mangalyaan . Всего на орбите сейчас работает пять спутников, а поверхность изучают два марсохода, причем Curiosity добрался до горы Маунт-Шарп и скоро, двигаясь вверх по ее склону, составит фактически полную геологическую летопись планеты, охватывающую четыре с лишним миллиарда лет. Мы многое узнаем о климатической катастрофе, случившейся в свое время на Марсе. Это поможет понять, что происходит с климатом на Земле.

ТУРИЗМ

Россия заняла девятое место в списке самых посещаемых стран мира

Фото №10 - 25 главных событий 2014 года

Фото №11 - 25 главных событий 2014 года

МЕДИЦИНА

Ученые поняли, почему антибиотики теряют эффективность

Группа исследователей из Лондона обнаружила механизм, благодаря которому бактерии обмениваются генетическим материалом, в первую очередь генами, проявляющими устойчивость к антибиотикам. Речь идет о так называемой системе секреции IV типа, позволяющей бактериям проталкивать вещества сквозь клеточные стенки. Теперь мы гораздо лучше понимаем, почему антибиотики теряют функциональность.

ПРИРОДА

Впервые за сто с лишним лет замерз Ниагарский водопад

Фото №12 - 25 главных событий 2014 года

Из-за аномальных морозов (до –30 °C), установившихся на территории США в начале января 2014 года, вода, обрушивающаяся с высоты 53 метров, превратилась в гигантские сосульки. В последний раз подобное обледенение было зафиксировано в 1912 году.

АНТРОПОЛОГИЯ

Фото №13 - 25 главных событий 2014 года

Неандертальцы могли говорить

Давно известно, что у неандертальцев была та же версия «речевого» гена FOXP2 , что и у современного человека. Теперь британские антропологи проанализировали подъязычную кость неандертальца, найденную в Израиле в 1989 году, и обнаружили, что ее внутренняя структура практически неотличима от аналогичных костей современных людей. А это значит, что неандертальцы могли обладать развитой речью.

В России обанкротились десятки туроператоров

Фото №14 - 25 главных событий 2014 года

В конце января со скандалом закрылся интернет-поисковик билетов Eviterra . Летом обанкротились ведущие компании «Нева», «Экспо-тур», «Роза ветров Мир», «Лабиринт» и «Идеал-тур». В августе приостановили деятельность туристические компании с более чем 20-летним стажем работы: «ИнтАэр» и «Нордик-стар». В результате от банкротства туроператоров пострадали более 40 000 человек.

БИОЛОГИЯ

Установлено, что ДНК большей частью состоит из «мусора»

Фото №15 - 25 главных событий 2014 года

Долго считалось, что 80% ДНК человека содержит важную информацию. Исследователи из Оксфордского университета выяснили, что подавляющая часть кода ДНК не имеет большой ценности. Функциональными являются всего 8,2% кода, остальное — эволюционный «мусор». Причем лишь 1% ответственен за кодирование белков, задействованных в биологических процессах, а оставшиеся 7% — переключатели генов.

Раскопана гробница полководца времен Александра Македонского

Фото №16 - 25 главных событий 2014 года

В 2012 году в ходе раскопок на холме Каста близ города Амфиполиса в Греции нашли древнее погребение. В расчищенных в 2014 году трех камерах обнаружили каменных кариатид и сфинксов, а также мозаичный пол, на котором изображено похищение Персефоны Плутоном. Памятник датируют последней четвертью IV века до н. э. Амфиполис был одним из главных городов Македонского царства, а после смерти Александра Великого стал ключевым пунктом в борьбе за власть, которую семья царя вела с узурпатором Кассандром. Роскошное убранство гробницы позволило предположить, что там похоронена мать или вдова Александра, но, по последним данным, найденный в третьей камере скелет — мужской. Возможно, это кто-то из царских полководцев.

Найден корабль, пропавший 169 лет назад

В проливе Виктория в Канаде обнаружили затонувший корабль «Эребус» британского полярника Джона Франклина. В 1845 году его экспедиция отправилась в Арктику в поисках пути из Атлантического океана в Тихий и пропала. Замерзшие тела спутников Франклина позже обнаружили на островах Кинг-Уильям и Бичи. Находка 2014 года поможет установить причины кораблекрушения.

ФИЗИКА

Впервые удалось заснять шаровую молнию

До сих пор никому не удавалось загнать шаровую молнию в лабораторию или хотя бы снять ее на камеру, и люди про нее практически ничего не знали. В январе китайские ученые впервые смогли получить ее спектр, заснять появление и эволюцию.

ГЕОГРАФИЯ

Российские летчики открыли остров

Фото №17 - 25 главных событий 2014 года

В 2013 году в Северном Ледовитом океане экипаж вертолета Ми-26, летевшего на остров Котельный, заметил неизвестный остров площадью около 500 м2 . Назвали его Яя. «Когда решали, кто заметил остров, все кричали: «Я, я!» — пояснил географ Сергей Рыжий. В 2014 году остров был официально признан. Открытие расширило российскую экономическую зону, добавив территории страны 452 км2 морских вод.

Фото №18 - 25 главных событий 2014 года

Произведен шаттл для межпланетных полетов

Глава американской корпорации SpaceX Элон Маск продемонстрировал публике пилотируемую версию космического корабля Dragon V2 , который предназначен для транспортировки семи астронавтов к МКС и обратно. Корабль многоразового использования способен совершать посадки в любой точке Земли и способен приземляться как в море, так и на суше. Возможно, аппарат будет применяться для посадки на Луне или Марсе.

ТУРИЗМ

Для россиян упрощена визовая система

В 2014 году стало возможным поехать без визы в Южную Корею, Панаму, Коста-Рику. А с 1 января 2015 года отменены визы в Индонезию и Монголию. Сегодня россияне могут свободно въехать более чем в 60 государств.

Фото: Shutterstock, AP Images / EastNews, Mike Panhu, Дмитрий Кудинов, Finestimages / Legion - Media, STV, Jennifer Hall, NASA, Артем Геодакян / ТАСС, SPL / Legion-Media, Zuma / Russian Look, Shutterstock (X2), Zuma / Russian Look, Павел Саяпин, SPACEX