Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Пятый элемент: 9 занимательных деталей картины «Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего

После Брейгеля Старшего картины на зимнюю тему вошли в Нидерландах в моду. Однако «Охотники на снегу» — не просто жанровые сцены на фоне сельского пейзажа. Это портрет мира

Обсудить

До наших дней из цикла «Месяцы» («Времена года») Питера Брейгеля сохранились пять картин. Серия продолжает популярную в средневековом искусстве тему круговорота сезонов. Изначально картин в цикле Брейгеля, скорее всего, было шесть, и «Охотники на снегу» соответствуют декабрю и январю, то есть эта работа задумывалась как пятая, предпоследняя: год в Нидерландах тогда отсчитывали с Пасхи.

Пятый элемент: 9 занимательных деталей картины «Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего
Источник:

Fine Art Images via Legion Media

Друг живописца Абрахам Ортелий отмечал: «Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено». На картине есть далекие горы и морская гавань с лодками, река и пруд, город, замок и деревенские хижины, рощи и холмы. Со средневековой страстью к спискам Брейгель визуально перечисляет зверей, птиц, человека, а также занятия поселян и их жизненные перипетии: возвращение с охоты, игры на льду, сезонный и повседневный труд, тушение пожара… Но все эти звери, люди и их виды деятельности уже не просто знаки календарного быта — художник XVI века вкладывает в этот гармоничный универсум новый, ренессансный смысл.

Брейгель вписал людей с их бытом в обобщенный образ прекрасного мира как важную и неотделимую его составляющую. Искусствовед Отто Бенеш считал, что так отразились в искусстве Северного Возрождения пантеистические идеи ренессансных философов: Бог не смотрит на землю с далеких небес, а пребывает в каждой частице единого вселенского механизма.

Пятый элемент: 9 занимательных деталей картины «Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего
Пятый элемент: 9 занимательных деталей картины «Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего

1. Лиса. С собаками и пиками могли охотиться не только на мелкую дичь, но и на оленя, кабана или медведя, однако в этот раз у ловцов скудная добыча. Охоту в средневековом изобразительном искусстве нередко связывали с декабрем и январем.

2. Костер. Крестьяне разожгли его, чтобы коптить на огне свиную тушу. Это занятие в иллюстрациях часословов традиционно соответствовало декабрю. В ноябре свиней откармливают, а в декабре режут и заготавливают мясо.

Пятый элемент: 9 занимательных деталей картины «Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего
Пятый элемент: 9 занимательных деталей картины «Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего

3. Вывеска. Гостиница называется Dit is inden Hert («У оленя»). На вывеске нарисовано это животное и святой, стоящий перед ним на коленях, вероятно, великомученик Евстафий Плакида или святой Губерт, покровители охотников. По преданию, Евстафий был римским военачальником. Однажды на охоте он преследовал оленя, но вдруг увидел между рогами животного сияющий крест с распятием. Охотник пал на колени и обратился в христианскую веру. То же видение посетило и Губерта. Он, будучи епископом, охотился в Страстную пятницу: видение вразумило грешника, и он, раскаявшись в легкомыслии, с того дня стал образцовым христианином.

4. Сорока. В европейской традиции эта птица считается болтливой и вороватой. Завещая жене свою последнюю картину «Сорока на виселице», Брейгель неслучайно намекал на неких «сплетников» (возможно, доносчиков), которые ему некогда навредили. Но в «Охотниках…», лишенных сатирического подтекста, сорока, как и вороны на дереве, скорее всего, просто виды птиц, зимующих в Нидерландах.

Пятый элемент: 9 занимательных деталей картины «Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего

5. Коньки. Популярное развлечение в Нидерландах эпохи Ренессанса. В средневековой Европе делались в основном из костей животных. Голландцам приписывают усовершенствование коньков: в XIV веке к деревянным брускам, привязывавшимся к башмакам кожаными ремнями, стали приделывать снизу полосу металла, чтобы лучше скользили. К 1500 году она превратилась в острое металлическое лезвие — так возник прообраз современной конструкции конька.

Пятый элемент: 9 занимательных деталей картины «Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего
Пятый элемент: 9 занимательных деталей картины «Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего

6. Айсшток. Картины Брейгеля на зимнюю тему считаются первыми известными изображениями этой похожей на керлинг игры. Она до сих пор популярна в Австрии и Германии.

7. Игра с мячом и клюшками. Предтеча хоккея с мячом бытовала в разных странах средневековой Европы как в зимнем, так и в летнем варианте. Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской игрой кольв. Ее принцип был в том, чтобы, толкая клюшкой мяч из дерева или кожи, попасть им по цели.

Пятый элемент: 9 занимательных деталей картины «Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего

8. Деревни. Такие дома и церкви с колокольнями характерны для любого селения ренессансных Нидерландов, и местность, с которой Брейгель писал виды, не установлена. Скорее всего, это обобщенный образ сельской округи.

9. Горы. Нехарактерную для Нидерландов деталь ландшафта Брейгель, судя по всему, взял из альпийского пейзажа. В начале 1550-х он проходил через Альпы, зарисовывал их. Биограф Брейгеля Карел ван Мандер восхищался точностью воспроизведения: «Говорили про него, что, когда он был в Альпах, он проглотил все горы и ущелья и, приехав домой, выплюнул их обратно на свои полотна…»

ХУДОЖНИК
Питер Брейгель Старший

Пятый элемент: 9 занимательных деталей картины «Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего
Источник:

Wikimedia Commons

Около 1525 — Родился в деревне Брёгел близ Бреды в Нидерландах.
1545–1550 — Учился живописи у художника Питера Кука ван Альста в Антверпене.
1552–1553 — Путешествовал по Италии, изучая живопись Возрождения.
1558 — Создал первую значительную работу — «Падение Икара».
1559–1562 — Работал в манере Иеронима Босха («Падение ангелов», «Безумная Грета», «Триумф Смерти»).
1563 — Написал «Вавилонскую башню».
1565 — Создал цикл пейзажей «Времена года».
1568 — Под впечатлением католического террора, устроенного войсками Филиппа II в Нидерландах, написал последние работы: «Слепые», «Сорока на виселице», «Калеки».
1569 — Скончался в Брюсселе.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2014, частично обновлен в декабре 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения