С инженерной точки зрения «Формула-1» — несомненно королева автоспорта. Но в плане зрелищности существует целый класс гонок, которые могут дать ей сто очков форы. Гонок, основной целью которых является не обгон соперника, а его уничтожение…

Фото №1 - Самые сумасшедшие гонки на выживание

Автомобильные дерби начали проводиться еще до войны, а к 1960-м они достигли в США сумасшедшей популярности. Задача дерби проста — остаться последним на арене автомобилем, способным передвигаться самостоятельно. Сегодня подобный спорт строго ограничен правилами, а благодаря невысоким скоростям он значительно менее опасен, чем классические кольцевые гонки. И в целом намного зрелищнее и веселее.

Мы же решили кратко пройтись по видам автоспорта , неотъемлемыми элементами которых являются столкновения, аварии и контактная борьба.

Классическое дерби

Фото №2 - Самые сумасшедшие гонки на выживание

Общий принцип подобных гонок выглядит следующим образом. На замкнутую трассу или арену выезжает некоторое количество автомобилей (порой до сотни); задача каждого из пилотов — обездвижить соперника с помощью умелых аварий и столкновений. Последний «оставшийся в живых» объявляется победителем .

Ежегодно в мире проводится порядка 2500 автомобильных дерби , из них более 80% в США . Правила разных серий и шоу отличаются друг от друга, но есть ряд общих моментов.

Во-первых, в целях безопасности и снижения стоимости используются старые (обычно 1970–1980-х годов) автомобили, с которых демонтированы все опасные детали — стекла, пластиковые части, обивка салона. Машина максимально облегчена, бензобак расположен внутри каркаса безопасности рядом с водителем. В дерби запрещено врезаться в дверь со стороны пилота (это чревато дисквалификацией), а пилоты обязаны совершать столкновения не реже, чем раз в две минуты, чтобы исключить хитрецов, которые ездят кругами, избегая аварий, и таким образом «выживают».

Дерби проводится в самых разных классах автомобилей — от микролитражек до седельных тягачей, их длительность колеблется от 10 минут до нескольких дней (!).

Гонки по восьмерке

Эта разновидность гонок на выживание появилась в конце 1940-х годов. Она совмещает в себе дерби и обычный кольцевой заезд . Отличие от классических гонок заключается в том, что трасса имеет конфигурацию с самопересечением на одном уровне.

Автомобили для восьмерок значительно быстрее и современнее «машин-смертников» для дерби — все-таки задачей тут является именно победа в гонке, а аварии в точке пересечения лишь сопутствуют заезду и развлекают зрителей. Столкнувшиеся автомобили обычно не убирают в сторону до конца гонки, и остальные участники вынуждены их объезжать (хотя пилотов, конечно, эвакуируют).

Восьмерки традиционно вписывают в классические трассы — даже знаменитая трасса в Индианаполисе раньше имела, помимо овальной, самопересекающуюся грязевую траекторию . Очень популярны гонки-восьмерки на школьных автобусах, а также длинные 3-часовые заезды, в ходе которых происходит больше аварий.

«24 часа лимонов»

Фото №3 - Самые сумасшедшие гонки на выживание

Помимо дерби, существует такая оригинальная разновидность автоспорта как гонки на развалюхах. Наиболее известная гонка называется «24 часа лимонов» (24 Hours of LeMons). Как нетрудно догадаться, это пародия на «24 часа Ле-Мана», проводится она с 2006 года. В автомобильной терминологии словом «лимон» иногда обозначают автомобиль, в котором после покупки обнаружились скрытые продавцом недостатки, то есть он красивый снаружи и «кислый» внутри.

По правилам марафона в гонке могут принимать участие автомобили суммарной стоимостью — включая модификации и доработки — не более 500 долларов . А поскольку за эффектность оформления существует отдельная награда, многие участники стремятся построить не самую быструю, а самую красивую и смешную машину.

В «лимоне» не стоит задача уничтожить соперника, но из-за сомнительного состояния развалюх и длительности заезда четырехколесные доходяги порой разваливаются прямо на трассе — это забавно и интересно. Надо сказать, что, несмотря на название, «24 часа лимонов» — это не одна гонка, а целая серия заездов , длительность которых колеблется от трех до 16–17 часов . Суточный марафон «лимоны» могут просто не выдержать .

Война комбайнов

Фото №4 - Самые сумасшедшие гонки на выживание

Особняком от автомобильных дерби стоит битва комбайнов, ежегодно происходящая в небольшом американском городке Линд и неизменно привлекающая множество туристов. Это не единственное комбайн-дерби в мире, но самое старое и знаменитое .

В 1988 году Билл Лумис , владелец фирмы по продаже сельхозтехники, провел первое дерби на принадлежавших ему старых комбайнах (пилотами выступили жители городка) в целях рекламы как Линда, так и своей компании. Сегодня в Линд съезжаются фермеры со всей страны , для многих это единственный в году отпуск .

В дерби используются комбайны не младше 25 лет с обязательно установленной жаткой . В отличие от автомобильного дерби, комбайн на бок опрокинуть крайне трудно, поэтому пилоты выводят из строя машины соперника другими способами, например жаткой поддевают и выламывают задние хрупкие и маленькие колеса «вражеского» комбайна. Зрелище сражающихся монстров забыть невозможно, в последнее время комбайн-дерби по популярности составляют автомобильным серьезную конкуренцию.

Внедорожная формула

Фото №5 - Самые сумасшедшие гонки на выживание

Особняком от перечисленных видов стоят такие гонки как Formula Off Road . Это самая экстремальная разновидность автомобильного ралли, по сути, гибрид-кросса и джип-триала . «Формула Офф-Роад» впервые появилась в Исландии как соревнование между экипажами спасательных служб , а затем расползлась по всему миру.

В отличие от раллийных гонок, где каждый спецучасток обязательно тестируется и проверяется на возможность прохождения в заданный промежуток времени, во внедорожной формуле спецучастки могут быть непроходимыми технически . Мастерства водителя тут недостаточно, нередко требуется еще сумасшедшая удача и правильное стечение обстоятельств .

В качестве трасс используются чаще всего старые карьеры, машины серьезно дорабатываются. На спецучастках встречаются даже вертикальные стены , преодолеть которые можно исключительно «прыжком веры» с разгона. Количество аварий (особенно многократных переворотов через крышу) в этих гонках превышает количество безаварийных заездов в несколько раз.

Существует несколько сотен разновидностей экстремального автоспорта. Здесь и британский бангер-рейсинг (смесь гонок и дерби , где нужно первым добраться до финиша, но при этом можно выбивать соперников ), и финский фолк-рейс на ретрокарах , которыми можно толкаться и бодаться , и заезды монстр-траков , давящих колесами старые автомобили .
Зрелищность этого спорта значительно выше , чем у классических гонок. Другое дело, что ни торжества высоких технологий , ни больших денег , ни престижа тут нет. Зато весело , говорят те, кто принимает участие в дерби. А что еще нужно зрителю !

Фото: ZRyzner / Shutterstock.com, Jamie Roach / Shutterstock.com, Jamie Roach / Shutterstock.com, Lario Tus / Shutterstock.com, Art Konovalov / Shutterstock.com, Niar / Shutterstock.com, Russell Feldhausen

С инженерной точки зрения «Формула-1» — несомненная королева автоспорта. Но в плане зрелищности существует целый класс гонок, которые могут дать ей сто очков форы. Гонок, основной целью которых является не обгон соперника, а его уничтожение…

Автомобильные дерби начали проводиться еще до войны, а к 1960-м они достигли в США сумасшедшей популярности. Задача дерби проста — остаться последним на арене автомобилем, способным передвигаться самостоятельно. Сегодня подобный спорт строго ограничен правилами, а благодаря невысоким скоростям он значительно менее опасен, чем классические кольцевые гонки. И в целом намного зрелищнее и веселее. Мы же решили кратко пройтись по видам автоспорта, неотъемлемыми элементами которых являются столкновения, аварии и контактная борьба.

Классическое дерби. Общий принцип подобных гонок выглядит следующим образом. На замкнутую трассу или арену выезжает некоторое количество автомобилей (порой до сотни); задача каждого из пилотов — обездвижить соперника с помощью умелых аварий и столкновений. Последний «оставшийся в живых» объявляется победителем. Ежегодно в мире проводится порядка 2500 автомобильных дерби, из них более 80% — в США. Правила разных серий и шоу отличаются друг от друга, но есть ряд общих моментов. Во-первых, в целях безопасности и снижения стоимости используются старые (обычно 1970–1980-х годов) автомобили, с которых демонтированы все опасные детали — стекла, пластиковые части, обивка салона. Машина максимально облегчена, бензобак расположен внутри каркаса безопасности рядом с водителем. В дерби запрещено врезаться в дверь со стороны пилота (это чревато дисквалификацией), а пилоты обязаны совершать столкновения не реже, чем раз в две минуты, чтобы исключить хитрецов, которые ездят кругами, избегая аварий, и таким образом «выживают». Дерби проводится в самых разных классах автомобилей — от микролитражек до седельных тягачей, их длительность колеблется от 10 минут до нескольких дней (!).

Гонки по восьмерке. Эта разновидность гонок на выживание появилась в конце 1940-х годов. Она совмещает в себе дерби и обычный кольцевой заезд. Отличие от классических гонок заключается в том, что трасса имеет конфигурацию с самопересечением на одном уровне. Автомобили для восьмерок значительно быстрее и современнее «машин-смертников» для дерби — все-таки задачей тут является именно победа в гонке, а аварии в точке пересечения лишь сопутствуют заезду и развлекают зрителей. Столкнувшиеся автомобили обычно не убирают в сторону до конца гонки, и остальные участники вынуждены их объезжать (хотя пилотов, конечно, эвакуируют). Восьмерки традиционно вписывают в классические трассы — даже знаменитая трасса в Индианаполисе раньше имела, помимо овальной, самопересекающуюся грязевую траекторию. Очень популярны гонки-восьмерки на школьных автобусах, а также длинные 3-часовые заезды, в ходе которых происходит больше аварий.

«24 часа лимонов». Помимо дерби, существует такая оригинальная разновидность автоспорта как гонки на развалюхах. Наиболее известная гонка называется «24 часа лимонов» (24 Hours of LeMons). Как нетрудно догадаться, это пародия на «24 часа Ле-Мана», проводится она с 2006 года. В автомобильной терминологии словом «лимон» иногда обозначают автомобиль, в котором после покупки обнаружились скрытые продавцом недостатки, то есть он красивый снаружи и «кислый» внутри. По правилам марафона в гонке могут принимать участие автомобили суммарной стоимостью — включая модификации и доработки — не более 500 долларов. А поскольку за эффектность оформления существует отдельная награда, многие участники стремятся построить не самую быструю, а самую красивую и смешную машину. В «лимоне» не стоит задача уничтожить соперника, но из-за сомнительного состояния развалюх и длительности заезда четырехколесные доходяги порой разваливаются прямо на трассе — это забавно и интересно. Надо сказать, что, несмотря на название, «24 часа лимонов» — это не одна гонка, а целая серия заездов, длительность которых колеблется от трех до 16–17 часов. Суточный марафон «лимоны» могут просто не выдержать.

Война комбайнов. Особняком от автомобильных дерби стоит битва комбайнов, ежегодно происходящая в небольшом американском городке Линд и неизменно привлекающая множество туристов. Это не единственное комбайн-дерби в мире, но самое старое и знаменитое. В 1988 году Билл Лумис, владелец фирмы по продаже сельхозтехники, провел первое дерби на принадлежавших ему старых комбайнах (пилотами выступили жители городка) в целях рекламы как Линда, так и своей компании. Сегодня в Линд съезжаются фермеры со всей страны, для многих это единственный в году отпуск и отдых. В дерби используются комбайны не младше 25 лет с обязательно установленной жаткой. В отличие от автомобильного дерби, комбайн на бок опрокинуть крайне трудно, поэтому пилоты выводят из строя машины соперника другими способами, например жаткой поддевают и выламывают задние хрупкие и маленькие колеса «вражеского» комбайна. Зрелище сражающихся монстров забыть невозможно, в последнее время комбайн-дерби по популярности составляют автомобильным серьезную конкуренцию.

Внедорожная формула. Особняком от перечисленных видов стоят такие гонки как Formula Off Road. Это самая экстремальная разновидность автомобильного ралли, по сути, гибрид-кросса и джип-триала. «Формула Офф-Роад» впервые появилась в Исландии как соревнование между экипажами спасательных служб, а затем расползлась по всему миру. В отличие от раллийных гонок, где каждый спецучасток обязательно тестируется и проверяется на возможность прохождения в заданный промежуток времени, во внедорожной формуле спецучастки могут быть непроходимыми технически. Мастерства водителя тут недостаточно, нередко требуется еще сумасшедшая удача и правильное стечение обстоятельств. В качестве трасс используются чаще всего старые карьеры, машины серьезно дорабатываются. На спецучастках встречаются даже вертикальные стены, преодолеть которые можно исключительно «прыжком веры» с разгона. Количество аварий (особенно многократных переворотов через крышу) в этих гонках превышает количество безаварийных заездов в несколько раз.

Заключение

Существует несколько сотен разновидностей экстремального автоспорта. Здесь и британский бангер-рейсинг (смесь гонок и дерби, где нужно первым добраться до финиша, но при этом можно выбивать соперников), и финский фолк-рейс на ретрокарах, которыми можно толкаться и бодаться, и заезды монстр-траков, давящих колесами старые автомобили. Зрелищность этого спорта значительно выше, чем у классических гонок. Другое дело, что ни торжества высоких технологий, ни больших денег, ни престижа тут нет. Зато весело, говорят те, кто принимает участие в дерби. А что еще нужно зрителю!