Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Колесо раздора: как был изобретен велосипед

Выражение «хватит изобретать велосипед» — шутка, имеющая реальную основу. Его действительно придумывали много раз

Обсудить

«Вокруг света» рассказывает краткую историю изобретения велосипеда.

Колесо раздора: как был изобретен велосипед | Источник: SSPL/Getty Images
Источник:

SSPL/Getty Images

Прототип велосипеда был деревянным и без педалей. Изобрел его в 1817 году немецкий барон Карл фон Дрез. Педали прикрутили в 1860-х годах француз Пьер Мишо и его сын Эрнест. Однако шотландцы Макмиллан и Далзелл утверждали, что создали их на 20 лет раньше. Пока они спорили, француз Лальман в 1866-м запатентовал свой велосипед с педалями.

Велосипед Дреза | Источник: SSPL/Getty Images

Велосипед Дреза

Источник:

SSPL/Getty Images

Велосипед отца и сына Мишо | Источник: tetedelacourse, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Велосипед отца и сына Мишо

Источник:

tetedelacourse, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Ездить на всех этих механизмах было одинаково непросто — на один оборот педалей приходился лишь один оборот колес. К тому же на жестких колесах ездока трясло — англичане даже прозвали велосипед с металлическими колесами «костотрясом».

В 1869 году француз Мейе сделал велосипед, у которого, как и у модели Мишо, скорость давало большое переднее колесо с педалями и сиденьем. Англичане назвали его «пенни-фартинг» — монета пенни значительно больше фартинга. Но и эта модель оказалась неудобной — наездники часто перелетали через руль. Седло переместили ниже. Механизм стал менее опасным, но, чтобы крутить педали, приходилось тратить больше сил.

Велосипед «пенни-фартинг» | Источник: Prisma/UIG/Getty Images

Велосипед «пенни-фартинг»

Источник:

Prisma/UIG/Getty Images

Устранил недостаток англичанин Лоусон, в 1876 году добавивший на заднее колесо цепную передачу. Но на него не обратили внимания. Зато все заметили Rover — аналогичную модель Джона Кемпа Старли. Она стала первым велосипедом современного типа.

Велосипед Rover | Источник: Universal History Archive/Getty Images

Велосипед Rover

Источник:

Universal History Archive/Getty Images

РЕКОРДЫ
Реактивная скорость

Изначально велосипед воспринимался лишь как развлечение для аристократов. То, что он способен обогнать лошадь, казалось невероятным. Однако со временем отношение изменилось.

  • В 1985 году англичанин Джон Говард разогнался на велосипеде на прямой дороге до 245,08 км/ч. Правда, развить такую скорость ему помог автомобиль: сначала Говард шел на буксире, затем отцепился от машины и продолжал ехать в создаваемом ею воздушном мешке.

  • Рекорд Говарда продержался 10 лет. В 1995-м его побил голландец Фред Ромпелберг, развивший тем же способом скорость 268,831 км/ч.

  • Ромпелберг удерживал свой рекорд до 2018 года, когда его достижение превзошла американка Дениз Мюллер-Коренек. Таким же образом ей удалось разогнаться на велосипеде до 296,009 км/ч.

Материал опубликован в июле 2014, частично обновлен в мае 2025

Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения