14 удивительных физических свойств света

Сегодня 21 декабря самый короткий световой день в году. Наша жизнь и даже существование нашей Вселенной стали возможными благодаря свету и его физическим свойствам. Мы расскажем о некоторых из этих свойств

Фото №1 - «Да будет свет!»

Чтобы получить изображение аналеммы — кривой, которую описывает Солнце на небе в течение года, фотографу приходится делать множество снимков Солнца в одно и то же время суток и с одной и той же точки. Фото: DIOMEDIA

«Да будет свет!» — по мнению ученых, такая команда могла быть исполнена лишь спустя 300 000 лет после Большого взрыва — раньше фотоны света не могли свободно передвигаться из-за плотности материи

71 сутки длится полярный день в самом северном городе России — Певек. А полярная ночь — 51. В самой северной точке нашей страны, на Земле Франца-Иосифа, полярный день длиннее ночи: светло здесь 140 суток, а темно — 125.

400–760 нанометров — электромагнитное излучение такой длины волны может различать человеческий глаз. Это мы и называем светом. Если белый дневной свет пропустить через призму, можно увидеть, что он расщепляется на семь цветов.

0,1–0,3 люкса достигает в тропических морях свечение морских организмов, из-за которых иногда по ночам кажется, что вода у берега мерцает. Ровно такой же уровень освещенности дает Луна в полнолуние.

50–90 фотонов должно за секунду попасть на сетчатку глаза, чтобы человек увидел свет. Иначе ему будет казаться, что он в темноте.

3,63×10 28 люмен — световой поток, который генерирует Солнце.

10 000 люкс — минимальная летняя освещенность на улице.

1000 люкс — уровень освещенности на улице в пасмурный зимний день. В безлунную ночь освещенность — 0,0002 люкса. Про такую темноту говорят: хоть глаз выколи.

Фото №2 - «Да будет свет!»

299 792 458 м/с — скорость света в вакууме . Согласно теории относительности Эйнштейна, скорость передачи любых сигналов не может превышать скорость света. С приближением к ней изменяется течение времени. Эффект вполне заметный: спутники системы GPS движутся по орбите в невесомости с высокой скоростью. Перед запуском на них замедляют ход атомных часов. Иначе часы уходили бы вперед на 38 микросекунд ежедневно.

8,32 минуты необходимо, чтобы солнечный свет дошел до Земли. От Земли до Венеры свет идет от 2,2 до 14,4 минуты (зависит от положения планет). Поэтому, хотя фантасты описывали освоение Марса, ученые считают более вероятной колонизацию Венеры (с Марсом затруднена связь: время прохождения сигнала в одну сторону — от 3,1 до 22,3 минуты, обратно — еще столько же).

10 24 фотонов пролетает ежесекундно через небольшое окно в пасмурный день.

80–90% энергии вырабатывают растения за счет поглощения красного и синего излучений. Осенью солнце не поднимается высоко над горизонтом, свет проделывает больший путь сквозь атмосферу, синие лучи лучше рассеиваются. Растения «переходят» на другие цвета, листья начинают отражать красный и желтый. Когда синего совсем мало, растения сбрасывают листья.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2013