Где сидит фазан: как живется золотому петушку Евразии

Эти птицы не могут обитать там, где подолгу лежат сугробы. Но пугает их не холод, а невозможность добыть себе пропитание или убежать от четвероногих хищников по глубокому снегу

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан…» Надо сказать, что места обитания фазанов — не секрет, но одного этого знания недостаточно, успех охоты полностью зависит от того, насколько хорошо изучены их повадки. Для европейцев эти крупные и яркие птицы стали дичью номер один, а шляпа, украшенная их перьями, — символом принадлежности к охотничьему сословию.

Premium Stock Photography GmbH / Alamy via Legion Media

Фазан обыкновенный

Phasianus colchicus

WildMedia / Alamy via Legion Media

Тип — хордовые
Класс — птицы
Отряд — курообразные
Семейство — фазановые (Phasionidae)

Довольно крупная птица: длина тела самца — 80—90 сантиметров (из которых 40—50 приходятся на клиновидный хвост), самки — около 60 сантиметров (при длине хвоста около 30). Вес — от 700 граммов (некрупная самка) до почти 2 килограммов (крупный самец к концу осени).

Продолжительность жизни — 5—7 лет, взрослым становится после первой зимовки (около 10 месяцев). Сильно выражен половой диморфизм: самцы значительно крупнее самок и гораздо ярче окрашены.

В естественном состоянии встречается почти по всему степному и горному поясу Азии — от западного Кавказа до Японии (хотя в горы поднимается не выше 2 500 метров). Однако ввиду привязанности фазана к постоянным водоемам и высокопродуктивным растительным сообществам населенные им угодья составляют лишь небольшую часть формального ареала и сильно фрагментированы. Это способствует формированию устойчивых местных разновидностей.

На сегодня известно около 30 подвидов, или географических форм обыкновенного фазана, причем многие из них долгое время считались самостоятельными видами. Однако все они успешно скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Межподвидовые гибриды неизвестного происхождения, полученные в ходе искусственного разведения (фазаньи фермы известны в Европе с XIV века), дали начало европейской, американской, австралийской и ряду других вторичных популяций фазана, в связи с чем птицы из этих популяций не имеют подвидовой принадлежности и проходят под условным названием «фазан охотничий».

Фазан успешно вписался в природные и сельскохозяйственные биоценозы Европы и способен стабильно существовать в них. Однако в районах интенсивной охоты (фазан считается лучшей пернатой дичью Европы и парадным блюдом многих национальных кухонь) искусственно поддерживается завышенная численность птицы. С этой целью в природу ежегодно выпускают десятки тысяч молодых фазанов, выращенных на специальных фермах. Интересно, что при вольерном разведении фазаны-петухи становятся полигамными, в то время как в естественных условиях они практически моногамны.

Выходцы из страны аргонавтов

Латинское имя фазана — Phasianus colchicus во многом поясняет его происхождение: «фазианус» означает «житель Фазиса». Так древние эллины называли реку, известную нам сегодня как Риони. Туда же отсылает и видовой эпитет «колхикус»: как известно, Фазис-Риони — главная река Колхиды, болотистой низменности на восточном берегу Черного моря, легендарной страны аргонавтов. Согласно преданию, они-то и привезли оттуда не только золотое руно, но и невиданную красавицу-птицу.

Как обычно, легенда верна только отчасти: Колхида — лишь западная окраина «страны фазана», раскинувшейся от Черного моря до Японии. Из всех представителей этого семейства, включающих несколько родов, обитающих в основном в Китае и прилегающих к нему странах, обыкновенный фазан — самый северный. Только он продвинулся так далеко на запад: граница его естественного распространения почти совпадала с условной географической границей между Европой и Азией.

Где сидит фазан: как живется золотому петушку Евразии
В окраске самцов сочетаются золотистые, зеленые, синие, красные цвета. Самки на их фоне выглядят скромницами
Piotr Krześlak / Alamy via Legion Media

И все же доля правды в мифе об аргонавтах есть. Считается, что именно греки-мореплаватели помогли фазанам освоиться в Европе. Уже во времена Аристотеля они были вполне обычны в Греции, в эпоху же Римской империи птицы расселились по всем ее провинциям, а затем перелетели за ее пределы, заселив нынешнюю Австрию, Венгрию, Чехию, Южную Германию. А в XVIII–XIX веках люди «прописали» полюбившуюся птицу в Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и других местах по всему миру.

Все эти столь непохожие друг на друга земли фазан освоил удивительно легко. Он одинаково хорошо чувствовал себя на иссушенных склонах гор Греции или Италии и в низменных болотах и плавнях Колхиды, в непроходимых зарослях колючих кустарников Корсики и светлых дубравах Англии, словно ему было совершенно все равно, где жить.

Любители укромных уголков

На самом деле это совсем не так. Населяя самые разные ландшафты, фазан всегда выбирает вполне определенные места обитания. Это участки с густой, часто колючей или переплетенной растительностью и обязательно неподалеку от воды. В горы и сухие степи фазаны проникают только вдоль рек, ручьев и водоемов. Излюбленные же места их обитания — пойменные леса, кустарник, камыши и тростники. Чем гуще заросли, тем лучше для фазана.

Где сидит фазан: как живется золотому петушку Евразии
Весной во время тока петухи-фазаны готовы без устали демонстрировать свою удаль, исполняя сложные танцевальные па для избранниц
Laurie Campbell / Alamy via Legion Media

Впрочем, это относится только к выбору места для гнезда, а вообще-то фазана нетрудно встретить и на открытых местах, включая поля, огороды и прочие возделываемые земли. Плотность фазаньего населения по соседству с сельхозугодьями обычно бывает даже выше, чем в безлюдных местах.

Присутствие людей само по себе птиц не смущает: автору этих строк однажды довелось наперегонки с выводком фазанов добирать остатки урожая с уже убранного колхозного виноградника. Дело происходило в густонаселенной местности, в считанных километрах от города.

Но все же фазан не стал настоящим спутником человека, вроде голубя, и никогда не живет прямо в поселениях людей. Причина этого — не столько в самом человеке, сколько в тех животных, которые за ним неизбежно следуют: крысах, кошках, собаках. Их плотность рядом с жильем человека слишком высока, чтобы у птиц, гнездящихся на земле, был хоть какой-то шанс на благополучное выведение потомства. Поэтому при всем своем тяготении к человеку фазаны предпочитают держаться от него на безопасном расстоянии.

Всеядные обжоры и горе-летуны

Главное дело в жизни фазана — это кормежка. Обычно он посвящает этому занятию практически все время, делая перерывы лишь на сон и гигиенические процедуры. Разнообразию его вкусов могут позавидовать самые всеядные существа. Фазан ест насекомых (в Таджикистане исследователи насчитали в меню местных представителей до 80 видов шестиногих), пауков, мокриц, улиток, червей и прочую почвенную живность. Может, если повезет, склевать мелкую ящерку, змейку и даже мышонка.

Где сидит фазан: как живется золотому петушку Евразии
Как и другие куриные, фазанята сразу после вылупления начинают кочевать вместе с матерью по гнездовому участку в поисках корма
Buiten-Beeld / Alamy via Legion Media

Взрослые птицы дополняют мясной рацион изрядным количеством растительной пищи: плодами и ягодами (почти любыми, которые можно найти в данной местности, кроме откровенно ядовитых), семенами, молодыми листьями и побегами.

Широта вкусов, однако, ограничивается узостью зоны, в которой фазан может раздобыть себе пропитание: он клюет только то, что находится на поверхности земли и на растениях не выше его роста. В отличие от своих ближайших родичей (в том числе и домашних кур) фазан не имеет привычки раскапывать лапами землю или подстилку. Кормиться на ветках он тоже не умеет — взлетает на дерево только в случае опасности. Впрочем, и даже тогда птица сначала старается убежать по земле или затаиться — полагаться на крылья ей трудно. Но если источник угрозы подходит вплотную, фазан все-таки взлетает.

Он сам по себе может обратить в бегство неопытного хищника: из травы, где, казалось бы, никого не было и быть не могло, вдруг с громким треском вертикально взмывает что-то большое, сверкающее и стремительное. Это похоже на старт ракеты с замаскированной позиции.

Однако даже при таких отчаянных обстоятельствах фазан остается в воздухе недолго: быстро набрав высоту и оглядевшись, он выбирает наиболее подходящее направление бегства и тихо планирует туда по пологой траектории. Тяжелая, короткокрылая, пышнохвостая птица просто неспособна к сколько-нибудь долгому активному полету.

Способ кормежки и нелюбовь к полету поставили предел фазаньей экспансии: он не может жить там, где подолгу лежит снег глубиной больше 10-20 сантиметров. При этом холод его не страшит: как и многие птицы, фазан никогда не замерзает, пока он сыт. И потому неплохо живет, например, в северо-западной Монголии, где вполне обычны сорокаградусные морозы, но слой снега всю зиму остается очень тонким, а на больших площадях отсутствует вовсе.

В то же время все попытки расселить фазана в гораздо более мягкой по климату средней полосе России кончались ничем. В отличие от диких куриных, переходящих зимой на древесные почки и хвою, в наших краях фазан не может найти себе никакого пропитания.

Если снег не очень глубок, птиц может спасти помощь человека: фазаны непривередливы в еде и легко обучаются находить кормушки. В ряде европейских стран это позволяет избежать резкого сокращения поголовья фазанов в течение зимы, сохранив их для охоты в следующем сезоне. Однако в наших снегах фазан не может не только кормиться, но и двигаться, и быстро становится добычей четвероногих хищников.

Близкий родственник фазана — перепел нашел выход: там, где обычны многоснежные зимы, он стал перелетным. Но для такого горе-летуна, как фазан, этот путь закрыт: где он не может существовать зимой, там он не живет и летом.

Самостоятельные коллективисты

Впрочем, зима для фазана всегда тяжелое время: насекомых и прочей съедобной живности нет, нежных частей растений — тоже. Остаются только плоды и семена, но и их мало, а энергии для организма требуется много.

За короткий зимний день птицы физически не успевают найти такое количество еды, которое бы компенсировало их энергетические потери. Поэтому всю осень фазаны запасают жир, встречая холода на максимуме упитанности. Зимой птицы собираются в стаи, отдельные для самцов и для самок. Причем численность дамских компаний не превышает десятка птиц, петухов же в одной стае бывает и до сотни.

Где сидит фазан: как живется золотому петушку Евразии
Фазаны — один из любимейших объектов спортивной охоты. Для этих целей их разводят во многих заповедниках и охотничьих хозяйствах
Oleksandr Berezko / Alamy via Legion Media

Весной (где в конце февраля, а где и в апреле — в зависимости от климата) стаи распадаются, петухи делят территорию на участки и бродят по ним с призывными криками — победным «ке-ке-ре!» и тихим, нежным «гугу-гу…».

При встречах недавние товарищи яростно дерутся, пока один из них не обратится в бегство. Когда границы участков более-менее определены, самки делают свой выбор и вскоре уже строят гнезда. В некоторых местах гнездо фазана — это просто ямка в земле, кое-как выстланная ветками, прошлогодней травой и собственными перьями; в других — прочная шарообразная постройка из веток.

Самка откладывает обычно 8-14, но иногда и до 20 яиц, а затем три, а то и четыре недели неотлучно насиживает их, практически не питаясь. Самец никак не участвует в процессе (и правильно делает — его яркая окраска неизбежно демаскирует беззащитное гнездо), но все же держится поблизости.

Как и все куриные, фазан — птица выводковая: птенцы появляются на свет развитыми и подвижными. Кормить их не надо, а только показывать корм. Уже через несколько часов после вылупления фазанята неплохо бегают и клюют все, что выглядит съедобным. Гнездо им больше не нужно, но первое время самка с выводком держится поблизости от него, да и в дальнейшем долго не уходит с участка самца.

Но в конце июля — начале августа, когда подросшие птенцы уже умеют летать, выводки объединяются по нескольку особей, а еще позже к ним наконец-то присоединяются и папаши. Впрочем, семьи воссоединяются ненадолго: уже в октябре выводки распадаются и начинается формирование однополых зимних стай.

Еще один год завершен. Главное — продержаться зиму.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2007, частично обновлен в марте 2023