Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Монголия. Буддизм по-монгольски

Монголия. Буддизм по-монгольски

Напомним вам, что мечта и цель всякого буддиста - достижение нирваны, совершенного состояния души. В нирване нет страданий и боли, а только лишь мир да покой. Пути ее достижения определяются тем или иным направлением внутри самого буддизма. Сразу скажем, что в Монголии прижился ламаизм. Опознать ламаиста можно по желтой шапке, овоодой. У монгольских буддистов только духовная связь с наставником способна открыть истинный путь к просветлению. Так как желающих уйти в нирвану много, то и лам-учителей, земных представителей Будды, тоже должно быть много.

Особым почетом у желтошапошников пользуется тибетец Цзонхава, основатель ламаизма. Священник разработал монастырский устав, осудил женатых монахов, ввел пышную обрядовость при богослужениях, определил место каждого служителя культа в сложной системе церковной иерархии. Иерархия ламаистских божеств не менее сложна и запутанна - она объединяет сотни, если не тысячи сверхъестественных сущностей. Основную массу составляют саддыки - духи разных мест. Свое божество есть, например, у Верблюжьей горы или у Горы-черепахи. Когда буддизм пришел в Монголию, все здешние боги автоматически попали в буддистский пантеон.

Раньше службы проходили в кочевых храмах, огромных юртах. Но кочевой буддизм очень быстро себя изжил. Монголы стали строить каменные и деревянные монастыри в китайском и тибетском стилях. При выборе места для храма особое внимание уделялось рельефу, наличию вблизи реки, озера, леса, горы. Предпочтение отдавалось сакральным местам, куда обычный человек забредать побаивался. Именно здесь обитали существа невидимые обычным зрением. Просветленные монахи ощущали их присутствие зрением внутренним, которое развивалось путем долгих и упорных медитаций.
 
Монастыри по своему статусу и размерам были неодинаковы. Самые большие сооружали по указу хана. Некоторые строили на средства населения, на пожертвования богатых лам. Такие весь год стояли в запустении и становились обитаемы только в день какого-нибудь праздника. Огромным влиянием пользовались монастыри, посвященные святым перерожденцам, хубилганам. Таким был Манджушри-хит, или скит, построенный на месте одинокой обители ламы-отшельника.
 
Когда-то, сидя на близлежащей горе, он соединился в медитации с божеством Манджушри. Это одно из трех великих существ, бодхисатв, которое предпочло не уходить в нирвану, а помочь людям найти путь к спасению. К Манджушри принято обращаться с просьбой о даровании истинного знания, ибо он - сама Мудрость. Он - Владыка Речи, Господин Священных Заклинаний, незримо пребывающий на горе. И, действительно, поднявшись к вершине, явственно ощущаешь присутствие того, кто непременно накажет всякого, посмевшего явиться без подношения. В буддизме можно пожертвовать целое состояние и не достичь желаемого. А можно положить камешек, привязать кусочек шелка, бросить к ногам бога мелкую монету. Этого будет вполне достаточно, чтобы получить все сокровища Вселенной…
 
Монастырь ламы-отшельника упоминает Николай Рерих, посетивший Монголию в 1926 г.: "Из ближайших к Улан-Батору монастырей хорошей славой пользуется Манджушри-хит, откуда был похищен покойный богдогэгэн. Все значительно легендами в Монголии…" Этот богдогэгэн, духовный лидер монголов, был тут мумифицирован и покрыт золотом. Кому понадобилось позолоченное тело священника - осталось загадкой…
 
В тридцатые годы почти все духовенство Монголии было расстреляно. По приказу маршала Чойболсана 700 монастырей сровняли с землей - даже развалин не осталось. Не обошли стороной и Манджушри-хит. Больше повезло столичному монастырю Гандан. Тогдашнее руководство побоялось уничтожать этот очаг культурной и духовной жизни страны. Его значение для монголов можно сравнить со значением Кремля для россиян.

Сто лет назад около стен Гандана располагались торгово-ремесленные кварталы, жилые юрты лам. Рядом выстраивались ставки ханов. Нынче, пережив времена атеизма, монастырь оживает. Гандан - желанное место паломничества для буддистов России, Китая, Кореи, Японии...
 
Дорожка, делящая монастырь на две ровные части, приводит паломника к большой бронзовой курильнице. По праздникам в ней сжигают ветки можжевельника. В школах цанитах ламы изучают высшее богословие. Службы отправляются ими в Цанидыйн-сумэ, особых храмах. Изучившие курс совершают таинства в отдельных зданиях - Чойджин-сумэ, куда иностранца да еще с камерой обычно не пускают. Однако нашему оператору удалось проникнуть внутрь.
 
Вот что 800 лет назад писал о буддистской церемонии Марко Поло: "Когда я вошел в кумирню, то застал жрецов. Они ставят две скамьи и сидят на земле, держа в руках книги. Головы их открыты. Я на разные лады пробовал вызвать их на разговор и никоим образом не смог". Наш оператор наблюдал за службой минут десять, после чего был выдворен из храма - монахи стали нервничать. Видимо, произносимые мантры уже не достигали божественного слуха.
 
Кроме вышеперечисленных храмов существуют специальные жилища для особо почитаемых божеств. В Гандане это храм, посвященный божеству Мэгджид Джанрайсэг. Само сооружение символизировало обретение независимости от Китая. Сначала нас не хотели пускать. Дело в том, что во времена становления советско-монгольской дружбы бог, прибывавший в храме, был вывезен в Ленинград. И сейчас тридцатиметровая статуя якобы хранится в бывшем музее атеизма.
 
Для буддистов любое изображение божества, выполненное в соответствии с каноном, является живым. Поэтому монголы очень жалеют своего бога и хотят, чтобы тот поскорее вернулся домой в Улан-Батор. Об этом они молят двойника, похищенного Мэгджид Джанрайсэга. Деньги на нового бога собирали всем миром. В его позолоченном теле 27 тонн медицинских трав и благовоний, 334 тома поучений Будды, 2 млн. книг с мантрами, одежды святых… На скульптуре около 2 000 драгоценных камней: алмазов, рубинов, сапфиров, топазов, изумрудов. Перед богом - огромный кедровый стол, своеобразный алтарь, на котором лежат священные реликвии и 9 крупных драгоценных камней, которые нам не удалось как следует рассмотреть.

Богатое убранство и сотни божественных ликов окружают Мэгджид Джанрайсэга. Однако главный храм монастыря не этот, а по соседству. Возле его стен обязательно присутствуют стойки с вращающимися цилиндрами - манийн хурдэ. Главный храм посвящен Авалокитешваре, Сострадающему Духу Гор. Внутри барабанов - молитвы, написанные на бумаге и ткани. Считается, что верующий, приводя в движение цилиндры, возносит молитвы прямо к божеству храма. Авалокита спасает от мук ада, избавляет от всего, что вызывает страх. Он дарует защиту слабому. Он - Махакаруника, Великий Милосердный.

Кроме храмов в каждом монастыре находится ряд обязательных сооружений. Например, субурганы, особые культовые строения, в которых хранятся изображения Будд, всевозможные реликвии и мощи святых. Другим центром духовного притяжения для верующих были и остаются высокие деревянные мачты - тахилыйн модо. На их верхушке устанавливают сосуд с благовониями или фонарь с лампадкой. Верующие держаться за столб рукой и совершают ритуальное обращение вокруг мировой оси, непременно по часовой стрелке. "Они воздвигают длинный шест, чтобы он выдавался, если можно, над всеми городом. По этому шесту можно узнать, что этот дом - храм идолов. И это обще всем идолопоклонникам", - писал фламандец Гильом де Рубрук, совершивший в XIII веке поездку по Центральной Азии.

В представлениях христиан и мусульман, с тех пор мало что изменилось. К сожалению, буддисты продолжают оставаться для них язычниками, которые в своих кумирнях поклоняются идолам. Ни христиане, ни мусульмане не желают видеть того, что скрывается за этими "идолами"...

Новости партнёров