Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Мексика. Метро

Мексика. Метро

Мехико - трудный для жизни город. Улицы, особенно в часы пик, забиты машинами - дышать абсолютно нечем, вместо воздуха одни выхлопные газы. Уровень преступности тут сильно выше ординара - в некоторые районы мирные граждане не рискуют заглядывать даже днем. Строили Мехико еще конкистадоры. Узкие улочки совершенно не приспособлены для машин, не говоря уж об автобусах. В 50-х годах стало ясно, что без метро решить проблему общественного транспорта не удастся. Но к реализации проекта приступили только в 1968 г. перед олимпиадой.

Замначальника метрополитена: "Наш город стоит на большой водяной линзе и опускается примерно на 15 см в год. К тому же в Мехико часто случаются подземные толчки. Чтобы всякий раз не перекладывать рельсы, пришлось где через 50, а где через 200 метров установить на путях подвижные соединения. Под рельсами у нас специальный балласт, стены спроектированы так, чтобы они практически не пропускали воду, в туннелях сделан дренаж". Метро в Мехико в основном подземное. Оказывается, во время землетрясений страдают в первую очередь станции и линии, находящиеся на поверхности. Подземные же коммуникации двигаются вместе с пластами, поэтому страдают меньше.

Здешняя подземка - это 11 линий и 175 станций. Общая протяженность - 203 км. В 2006 г. на схеме появится еще одна 12 линия. Билет стоит два песо. Это шесть рублей. Метро здесь одно из самых дешевых в мире. Проездных билетов нет. Право на бесплатный проезд имеют те, кому за 60, полицейские, работники подземки и дети до 5 лет. Ежедневно метро перевозит около 4 млн. человек. Новые станции строят с учетом того, что поток пассажиров в обозримом будущем будет только расти. На станции "Санта-дель-Агуа" три платформы. Это было сделано специально для того, чтобы избежать давки при входе-выходе пассажиров. Подойдет поезд - откроются двери с противоположной стороны - люди выйдут. Потом откроются двери с другой стороны - люди войдут. Очень грамотно.

Интервалы между поездами около двух минут. Управление движением осуществляется из трех диспетчерских пунктов. Диспетчер здесь профессия уважаемая и хорошо оплачиваемая. Достаточно сказать, что только пенсия диспетчера составляет тысячу долларов в месяц. Луис Висенте Гоярдо Ромирес, диспетчер: "В день мы регистрируем примерно четыре мелких происшествия. По одному на каждый миллион пассажиров. Серьезные случаи тоже бывают, главным образом самоубийства. Мы передаем информацию в пункт оперативного реагирования. Они вызывают "скорую", спасателей". Колеса вагонов здесь не стальные, как в московском метро, а пневматические, надувные, как в парижском. Если колесо лопается, его дублирует запасное, тоже резиновое. Если и оно выходит из строя, на рельс опускается металлическое. Метро в Мехико тихое, но зато в вагонах прилично болтает.

МетроПервую ветку, вагоны и локомотивы спроектировали французы. Длина состава 148 м. Вагон рассчитан на 170 пассажиров. В нем 40 сидячих мест. Из них 4 зарезервировано для инвалидов, лиц пожилого возраста, беременных и женщин с детьми. К 2006 г. правительство города собирается поставить на рельсы 45 новых составов. Старые работают с 1969 г., то есть со дня открытия метрополитена. Внутри совершенно нет рекламы. Вот что поражает. В поездах объявляют не все станции, а только те, на которых можно сделать пересадку. Торговцев в вагонах здесь не меньше, чем в Москве. Профессиональных нищих тоже хватает. Испанский вариант "сами мы не местные" способен тронуть даже самое черствое сердце.

Тут не принято дожидаться, пока пассажиры покинут вагон - люди входят и выходят одновременно. При этом никакой давки и ругани. В Мексике много индейцев, которые не говорят и не читают по-испански. Чтобы они не заблудились в метро, станции для них обозначили специальными значками-пиктограммами. Два года назад правительство страны решило облегчить жизнь инвалидам. В частности, на станциях и переходах сделали нечто вроде желобов. Двигаясь по ним, слепые легко находят в метро дорогу. Ориентироваться в мехиканском метро не так уж и сложно. Цвет станций соответствует цвету лини на схеме. В Москве меня пугали, что в мексиканской подземке полно карманников, а вечером, когда народу мало, могут и ограбить. Не берусь утверждать обратное, но на мой кошелек за неделю, проведенную в Мехико, не покусился никто.

С 6 до 10 утра и с 5 до 9 вечера в метро - часы пик. Там, где пассажиров особенно много, женщин и детей разводят с мужчинами. В час пик можно провозить только легкий багаж, а женщины едут в отдельных от мужчин вагонах. В метро дамы подвергаются сексуальным преследованиям, поэтому составы и разделили на две части. Ровно в 6 утра и в 5 вечера платформу разгораживают. В первые три вагона пропускают только женщин. Я сел в передний вагон за несколько минут до наступления часа пик и скоро оказался в обществе одних дам. Начальник службы безопасности метро: "Лет десять назад женщины сами предложили ввести такую систему. И представьте, число преступлений на сексуальной почве сразу снизилось на 20 %. Наш опыт подхватила Испания..."

Подумали о женщинах, подумали о том, чтобы входить и выходить было удобно. Даже о том, чтобы как-то развлечь пассажиров, здесь думают. На станциях часто устраиваются выставки. В метро, например, недавно проходила выставка, посвященная полету в космос Ю.А. Гагарина. Ежедневно через нее проходили 30 тыс. человек. Мое подземное путешествие продолжалось не более получаса. И было оно, по российским меркам, вполне комфортным. Даже ноги не отдавили. Я на станции "Пантитлан" доехал туда, куда хотел, не зная по-испански ни слова, имея в руках только схему метро да несколько песо на билет.

Новости партнёров