Тайна «плавучего замка»: появилась версия гибели лучшего корабля датского флота в 1495 году

Король Ганс лично отправился на «Грибшундене» в соседнюю Швецию для решения политических вопросов, но монаршее судно постигла печальная судьба

27 апреля 2024

Университет Сёдертёрна; коллаж Vokrugsveta.ru

Морские археологи из Стокгольмского университета и Университета Сёдертёрна обнаружили в обломках затонувшего военного корабля XV века сундук с инструментами для изготовления свинцовых пуль. Этот флагман датского короля называли «плавучим замком», и он погиб у берегов Швеции в 1495 году после взрывов и пожара на борту. Находка, по мнению ученых, может пролить свет на причину затопления и рассказать о том, как менялись военно-морские технологии полтысячелетия назад.

«Грибшунден», или «Грифон-гончая», был главным кораблем датского флота и короля Ганса, который пытался восстановить Кальмарскую унию — вновь соединить под властью единого монарха Данию, Норвегию и Швецию. Оставалось убедить в этом тогдашнего лидера Швеции. С этой дипломатической миссией Ганс и отправился летом 1495 года на своем флагмане из Копенгагена в шведский город Кальмар для встречи на высшем уровне. Главное судно «Грибшунден» и все, что оно перевозило, тогда должно было символизировать экономическую, культурную и социальную мощь датской короны.

Сегодня изучение груза затонувшего корабля может многое рассказать археологам и историкам о той эпохе. Тем более что «плавучий замок» — один из наиболее хорошо сохранившихся кораблей позднего Средневековья. В 1495-м в своем последнем рейсе он стоял на якоре в гавани у города Роннебю: предполагается, что на борту произошел взрыв, корабль загорелся и в результате пожара затонул. Король со свитой были на берегу и не пострадали.

Предыдущие пять лет исследователи в Швеции занимались созданием 3D-модели места кораблекрушения, обломков судна и артефактов на нем с помощью фотограмметрии. Метод позволяет путем соединения множества цифровых фотоизображений высокого разрешения создать объемную картину объекта. Было обработано около пяти тысяч изображений. В том числе ученым удалось получить более точное представление о сундуке, на который дайверы впервые наткнулись еще в 1970-х годах.

Университет Сёдертёрна

Исследователи определили, что это оружейный сундук с инструментами, которыми делали свинцовые пули для раннего огнестрельного оружия. В верхнем слое археологи рассмотрели несколько разных форм под шарообразные свинцовые дроби для пистолетов, свинцовые пластины, которые плавили в этих формах, и цилиндрические емкости. Авторы предполагают, что в них хранился порох.

Эксперты опознали в сундуке так называемый zeuglade (немецкий ящик для вещей), который использовали для изготовления боеприпасов прямо на полях сражений. Так как среди обломков также была найдена кольчуга, произведенная в Баварии, ученые считают, что сундук принадлежал немецким наемникам, которые несли службу на корабле.

Университет Сёдертёрна

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://www.su.se/profiles/rofa2880">Рольф Варминг</a></p>

«Находка намекает на ключевые изменения в морских сражениях того времени. Это во многом начало того, что мы называем военной революцией на море. Тактика и технология для этого были отработаны только во второй половине XVII века».

Использование огнестрельного оружия на борту судна иллюстрирует ту самую смену тактики: переход от таранов и рукопашных схваток к атакам с расстояния выстрела.

Но открытие содержимого сундука поднимает еще один важный вопрос — о гибели судна. Ученые предполагают, что к взрыву могло привести неправильное обращение с порохом. Археологи рассчитывают, что вскоре сундук удастся поднять на поверхность, чтобы подробнее изучить его артефакты и сохранить их для истории.

Как выглядел шведский крестьянин, убитый датским рыцарем в битве при Висбю за сто с лишним лет до взрыва на «Грибшундене», смотрите здесь.