Рис сделают крупным и урожайным

12 апреля 2007 года, 12:34

Изображения двух исходных сортов риса, для сравнения длина штриха - 3 мм. Фото: Xian-Jun Song et al.Ученые Национальной лаборатории молекулярной генетики растений (National Key Laboratory of Plant Molecular Genetics) в Шанхайском институте физиологии растений и экологии Академии наук (CAS Shanghai Institute of Plant Physiology & Ecology), Китай, научились управлять геном, отвечающим за размер и урожайность риса, передает SciDev.net. Результаты работы китайских специалистов опубликованы в журнале Nature Genetics.

Расшифровав геномы двух типов риса, сильно отличающихся по размерам, генетики установили, что за большой размер зерна отвечает ген GW2, которого нет в маленьком зернышке. Затем ученые внедрили этот ген в мелкозернистый рис. Результатом стало увеличение размера и веса маленького зерна, и, как следствие, повышение урожайности культуры на 20%. Высокоурожайный вариант оказался темнее исходного, однако во вкусовых качествах не потерял.

По словам Линь Хунсюаня (Hong-Xuang Lin), одного из выполнявших исследование ученых, ген GW2 может влиять на зернистость риса, регулируя цикл деления его клеток. Однако в ходе эксперимента увеличился лишь размер самого зерна, но не количество зерен в колосе. Сейчас ученые уже определили ген, который отвечает также за увеличение количества зерен, и занимаются его исследованием.

В дальнейшем ученые продолжат работу над совершенствованием нового вида риса, который является основным продуктом питания в большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Специалисты намерены сертифицировать семена и подготовить их для сельскохозяйственного использования, это процесс займет еще несколько лет.