Заботливые родители мезозоя

21 марта 2007 года, 14:40

Oryctodromeus cubicularis. Фото: David Varricchio, реконструкция головы: Lee HallСкелеты маленьких динозавров, которые жили в земляных норах, были найдены учеными из Монтаны, США. Об этом сообщает BBC News. Останки одного взрослого животного и двух юных особей откопали в камере в конце 2,1-метрового туннеля, заполненного илом. Возраст находки составляет 95 млн лет.

По словам ученых, это первое определенное свидетельство того, что некоторые динозавры устраивали себе норы и заботились в них о своем потомстве. Детали исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Рытье нор также представляет механизм, с помощью которого маленькие динозавры могли выживать в экстремальных условиях окружающей среды в полярных широтах, пустыне и высокогорных районах.

Останки динозавров, подобные найденным в Монтане, палеонтологам до сих пор не встречались. Они получили научное название Oryctodromeus cubicularis, что примерно означает «прокапывающий логово».

Морда, плечевые суставы и кости таза это вида динозавров имеют черты, которые встречаются у животных, роющих норы.

Судя по хорошо сохранившемуся позвоночнику, взрослые особи имели около 2,1 м длины от кончика носа до хвоста, причем главной частью в 1,2 м был собственно хвост. Ширина тела животного подходит примерно к размеру им выкопанного туннеля (около 30 см в диаметре).

С левой стороны туннель имеет наклон и два раза круто поворачивает, перед тем как вывести в комнату. Его строение подобно пещерам современных роющих животных, таких как полосатая гиена, тупики и некоторые грызуны.

Расчлененные останки динозавров были найдены в грубозернистом иле, принесенном древней рекой. Однако, по мнению доктора Варрикьо из университета штата Монтана (Montana State University), США, это не объясняет их загадочной смерти. Судя по положению костей, совсем не похоже, что они сидели в норе и река заполнила камеру илом и погребла их. Они должны были умереть, разложиться, и уже затем нора была заполнена.

В начале марта американские ученые обнаружили останки ранее неизвестного вида рогатых динозавров. Он представляет собой переходное звено между еще более древними длиннорогими динозаврами и их короткорогими потомками. У нового вида, получившего название Albertaceratops nesmoi, были надбровные наросты длиной около метра и толщиной с человеческую руку.

Сухопутные рептилии динозавры появились на Земле около 200 млн лет назад, в триасовом периоде Мезозойской эры, почти 140 млн лет они господствовали на планете. Около 65 млн лет назад, в конце мелового периода, эти животные вымерли. Самым крупным динозавром считается аргентинозавр, который обитал 95 млн лет назад и питался растениями. Однако самым длинным является сейсмозавр, длина тела которого составляла до 40 м, а вес - от 40 до 80 т.

Просмотров: 1932