Пленники морского дна

26 февраля 2007 года, 21:17

Отколовшийся от шельфа Ларсен, Антарктида, лед открыл дорогу с изолированного морского дна ранее неизвестным животным и создал тем самым новую экосистему, сообщает The Times. Причиной откола предположительно стало глобальное потепление климата на Земле.

Участники экспедиции, отправившейся на северо-запад моря Уэддела, обнаружили около 1000 видов животных и растений, хотя на изолированном участке ресурсов. По меньшей мере, 20 из них ранее не были известны, включая «психоделического» осьминога, переливающегося разными цветами, и гигантского бокоплава длиной 10 см, считающегося самым крупным из существующих. Кроме того, на изолированном участке обитали кораллы, медузы, морской анемон, поселившийся на улитке и являющийся ее защитным механизмом, а также морские лилии, морские огурцы и морские ежи, которые обычно обитают на гораздо большей глубине. Возможно, изолированное морское дно представляло из себя схожую среду обитания с ограниченными ресурсами.

Результаты экспедиции были обнародованы проектом «Перепись морской жизни» (Census of Marine Life).

После откола ранее пустовавшее морское дно на изолированном участке стало заполняться планктоном и другими жизненными формами. Возможно, вскоре его нельзя будет отличить от ранее обжитых территорий.

Наблюдения за этим участком важны для ученых в первую очередь для того, чтобы узнать, как поведут себя существующие экосистемы, если им придется переместиться из-за глобального потепления. К тому же, возможно, ученые получат ответ на свои опасения о том, как могут повести себя незнакомые организмы, проникнув в непривычную для них среду. Чем грозит изолированной фауне перемещение в нормальную неизолированную среду, уже обсуждалось в научном мире в связи с исследованием подледного озера Восток.

Ранее в водах Антарктики специалисты университета Иллинойса (University of Illinois), США, обнаружили новый вид рыб Cryothenia amphitreta длиной 34 см, пишет ScienceDaily. Этот вид не похож ни на один из известных. Отличительная особенность этой рыбы – выдающаяся центральная часть туловища. Она в два раза больше экземпляров, встречающихся в море Росса, в котором рыба была выловлена.