Бактерии могут цементировать почву

23 февраля 2007 года, 12:10

Бактерии помогут укрепить песчаную почву под зданиями в сейсмоопасных зонах, пишет Livescience. Такая технология была изобретена сотрудниками университета Калифорнии (University of California), США.

Во время землетрясений песчаная почва в прибрежных морских районах приобретает свойства жидкости, поэтому построенные на ней сооружения разрушаются, как это случилось в 1989 году в американском Сан-Франциско.

Раньше для укрепления почвы применялись химические вещества, которые связывали отдельные песчинки друг с другом. Но они токсичны. Американские специалисты предлагают заменить их внедренной в песчаный грунт бактерией Bacillus pasteurii. Соединяясь с кислородом и питательными веществами, она заставляет содержащийся в почве карбонат кальция обволакивать песчинки, цементируя их. При этом структура почвы не меняется, но исчезают промежутки между гранулами, и куча песка превращается в твердую скалу.

Изобретатели заверяют, что применять эту технологию, испытанную, правда, пока в лабораторных условиях, можно и во время строительства зданий, и после. Подобные технологии уже использовались для заделывания трещин в статуях.

Кстати, такая бактерия вполне могла бы использоваться, чтобы закрепить разрыхляющийся грунт под Москвой. Несколько лет назад специалисты Почвенного института РАСХН, Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья (ВИМС) и Научного института Госстроя установили, что твердые почвенные породы под городом разъедают бактерии-мутанты. Раньше почвенные микроорганизмы питались поступающими в нее незагрязненными питательными веществами. В последние десятилетия грунт пропитался нефтепродуктами и тяжелыми металлами. Чтобы выжить, бактерии приспособились добывать пищу из минералов и твердых пород, тем самым разрушая грунт и угрожая зданиям обвалом.