Рубрики: Люди Наука

Обнаружена связь между честностью населения и уровнем коррупции в стране

10 марта 2016 года, 17:25

Уровень честности населения напрямую зависит от уровня коррупции среди руководителей страны и местных представителей крупного бизнеса — к такому выводу пришли ученые из Ноттингемского университета (Великобритания). Они обнаружили, что «дурной пример» высших чиновников оказывается заразительным для граждан, которые в ответ на фальсификацию выборов и взятки начинают мошенничать и уклоняться от уплаты налогов.

shutterstock_374676070.jpg

Психологи в своем исследовании проверяли, как этика правительств влияет на честность граждан разных стран. Для этого они изначально собрали данные из открытых источников, в частности результаты мониторингов Transparency International, об уровне коррупции в различных странах. А затем экспериментально оценили честность граждан.

«Тест на честность» прошли 2500 молодых людей, которые в силу возраста с высокой вероятностью не знали об уровне коррупции в их странах. Эксперимент заключался в следующем. Ученые предлагали испытуемым бросать кубик за вознаграждение. Чем большее число выпадало, тем больше людям платили. При этом в помещении, где участники эксперимента бросали кубик, ученых не было, то есть испытуемым верили на слово.

Однако наблюдение за молодыми людьми велось — их снимала скрытая камера, благодаря которой психологи и судили потом о степени честности испытуемых. По результатам исследования, наиболее честными были признаны представители Великобритании. Сходные уровни честности показали граждане Швеции, Германии, Литвы и Италии. В большей степени склонными к обману оказались жители Танзании, Марокко, Китая и Вьетнама.

Исследователи заявляют, что данные теста с кубиком согласуются с результатами мониторинга уровня коррупции в названных странах. В частности, согласно отчетам Transparency International, Великобритания сегодня входит в топ-10 наименее коррумпированных стран мира.

Татьяна Турбал