Неандертальцы могли разговаривать

19 октября 2007 года, 18:54

Группа специалистов из Института Макса Планка в Лейпциге (Max Planck Institute in Leipzig), Германия, под руководством Йоханнеса Краузе (Johannes Krause) установила, что неандертальцы, которых часто рисуют ворчащими существами с дубинками, могли быть способны к развитой речи, сообщает Reuters.

В своем исследовании ученые использовали ДНК, извлеченную из коллекции останков неандертальцев, найденной недавно на севере Испании. Анализ показал, что неандертальцы имели общее с человеком одно из двух ключевых изменений гена FOXP2, отвечающего за речевые способности, то есть обладали предпосылками к созданию языка.

По словам биохимика Йоханнеса Краузе, это значит по меньшей мере то, что неандертальцы могли говорить также, как это делаем мы. Однако на способность к речи могли влиять также другие, пока неизвестные гены, отмечают ученые.

FOXP2 отвечает за производство белка, который включает и выключает другие гены, и люди, являющиеся носителем нефункционирующей копией этого гена, страдают от проблем, связанных с речевым развитием. Этот ген есть у животных, начиная от мыши и кончая орангутангом, и ученые полагали, что относительно маленькое изменение FOXP2 привело к тому, что люди заговорили около 200 тыс. лет назад. Исследование, опубликованное в Current Biology, показывает, что подобные генетические вариации имели место уже задолго до этого, возможно, 400 тыс. лет назад.

Неандертальцы - тупиковая ветвь человечества, которая обитала в Европе, на Ближнем Востоке, в западной и центральной Азии, а как выяснилось совсем недавно, даже в Сибири. Они умели делать превосходные орудия труда, использовали шкуры для защиты от холода и заботились друг о друге. Большинство исследователей полагает, что в Европе неандертальцы существовали еще 30 тыс. лет назад, однако последние открытия указывают, что они могли исчезнуть позднее – около 24 тыс. лет назад. Предположительно, их вытеснили предки человека - кроманьонцы.