Выносливость — результат «удвоения» определенных генов

02 августа 2007 года, 14:14

Выносливость определенных людей, в том числе бегунов на длинные дистанции, связана с удвоением в их организме гена aquaporin 7 (AQP7), ответственного за снабжение клеток организма водой и сахаросодержащим веществами,  к таким выводам пришли ученые Центра исследования здоровья Университета Колорадо (University of Colorado Health Sciences Center) в США, чью статью публикует NewScientist.com.

Как известно, разные люди обладают разной выносливостью  с этим связано, например, то, что бегуны на короткие и длинные дистанции имеют разную конституцию. Однако, как утверждают американские исследователи, выносливые люди отличаются ещё и другим набором генов. В частности, цепочка их ДНК содержит увеличенное число гена Аквапорин 7 (aquaporin 7, AQP7), который отвечает за снабжение клеток организма водой и сахаросодержащим веществами.

AQP7 имеет чрезвычайно важную функцию в органиме. Вырабатываемый им протеин позволяет проникать в клетку соединениям воды и компоненту сахара, который называется глицерол (glycerol)  при помощи этих веществ клетка получает энергию. Именно активная работа AQP7 отличает бегунов на линные дистанции, тело которых может мобилизовать энергетические молекулы из жировых запасов и использовать их для повышения выносливости организма.

Также, как оказалось, по сравнению с ДНК десяти видов различных человекообразных обезьян, в том числе шимпанзе и горилл, ДНК человека содержит пять генов AQP7. У шимпанзе, которые наиболее близки по генетическим характеристикам человеку, их уже только два, а у других обезьян  один.

Это подтверждает теорию о том, что необходимость бегать на длинные дистанции, которая стояла перед нашими далекими предками в процессе охоты, привела к эволюционному скачку в их развитии и появлению в цепочке ДНК дополнительных генов. В целом человеческая ДНК отличается от ДНК шимпанзе и других приматов числом копий в 84 генах,  подчеркивают исследователи.

ДНК человека содержит от 20 до 25 тыс. различных генов, однако во многих случаях гены в цепочке повторяются. Чем больше копий гена содержит ДНК, тем больше протеина производит этот ген для организма,  подчеркивает Джеймс Сикела из Университета Колорадо. Как правило, это полезно для организма - как в случае с AQP7. Но в некоторых случаях «лишняя» копия гена в ДНК приводит к развитию серьезных заболеваний. К примеру, нормально, когда в цепочке ДНК содержатся две копии гена протеина мозга под названием Альфа-синуклеин (alpha-synuclein). Но у тех людей, цепочка ДНК которых имеет третью копию этого гена, чаще развивается Болезнь Паркинсона.

Просмотров: 2002