На планете в созвездии Лисички нашли воду

12 июля 2007 года, 12:42

Группа астрономов из Университетского Лондонского Колледжа (University College London), Великобритания, под руководством Джованны Тинетти (Giovanna Tinetti), обнаружила водяные пары в атмосфере гигантской планеты HD 189733b за пределами Солнечной системы, сообщает BBC News. Доклад об открытии ученых опубликован в журнале Nature.

Некоторые исследователи полагают, что присутствие воды может быть обычным явлением для всех газовых гигантов, к которым в Солнечной системе относятся Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Однако, несмотря на то, что вода - ключевой элемент для появления жизни, находящаяся в созвездии Лисички HD 189733b слишком горяча, чтобы быть обитаемой.

Ее орбита чрезвычайно близка к родительской звезде, в 30 с лишним раз ближе, чем земная орбита к Солнцу, поэтому днем поверхность планеты разогревается до 930С, а ночью температура здесь составляет относительно «комфортные» 425С. Планеты этого типа называют «горячими Юпитерами». Доктор Тинетти и ее коллеги измеряли радиус HD 189733b при различных длинах волн, анализируя, как много звездного света блокируется планетой при ее прохождении между ее родительской звездой и точкой наблюдения с Земли.

В той длине волны, которая соответствует наличию воды, планета выглядела больше, что говорит о присутствии в ее атмосфере водяных паров.

По словам доктора Тинетти, несмотря на то, что условия на HD 189733b скорее враждебны, открытие свидетельствует, что вода может быть более распространена в космосе, чем принято считать. В будущем при помощи подобного метода можно будет исследовать планеты, более подходящие для жизни.

Это не первый случай обнаружения воды за пределами нашей Солнечной системы. До этого американские ученые обнаружили признаки существования воды на планете HD 209458b, расположенной на расстоянии 150 световых лет от Солнца в созвездии Пегаса. Тем не менее наличие там жизни, по мнению ученых, маловероятно из-за высокой температуры на поверхности планеты, которая превышает 800С.

В мае текущего года группа астрономов из Бельгии открыла за пределами Солнечной системы планету, состоящую главным образом из воды. Исследования вращения красного карлика Gliese 436 и вычислив его плотность, ученые пришли к выводу, что он состоит в основном из воды в виде плотного горячего льда, переходящего в плотную атмосферу.