Врата во Вселенную: сколько в России космодромов и где они находятся

Этот список включает как действующие площадки для орбитальных пусков, так и выведенные из эксплуатации космодромы

2 мая 2024

У каждой космической державы должен быть хотя бы один космодром, с которого можно осуществлять пуски ракет-носителей для выведения на орбиту космических аппаратов различного назначения. В этом материале Vokrugsveta.ru рассказывает о действующих и закрытых российских космодромах.

Космодромы России на карте

Всего в список российских наземных космодромов можно включить шесть стартовых площадок: Байконур, Плесецк, Восточный, Свободный, Капустин Яр и Ясный. Из них действующими являются первые три. При этом космодром Байконур находится на территории Казахстана, но также считается российским. Местоположение каждого космодрома, о которых подробнее рассказывается ниже, указано на интерактивной карте.

Действующие космодромы

Байконур

Старейший космодром на планете, расположенный возле города Байконур в Кызылординской области Казахстана, был основан в 1955 году и введен в эксплуатацию спустя два года. Место для него подбирали тщательно: окрестные степи обеспечивают возможность пусков вдали от крупных населенных пунктов, а относительная близость к экватору позволяет более эффективно использовать вращение Земли для вывода космических аппаратов на орбиту.

Старт ракеты-носителя с кораблем «Союз МС-25» с Байконура. 23 марта 2024 года

Роскосмос

Именно с Байконура Советский Союз запустил первый в истории человечества искусственный спутник Земли в октябре 1957 года и первого космонавта Юрия Гагарина в апреле 1961-го. Космодром и сегодня используется для отправки людей на орбиту — отсюда запускают корабли «Союз» на Международную космическую станцию (МКС). Всего к маю 2024 года с Байконура было выполнено 1540 орбитальных пусков.

С середины 1990-х годов Байконур используется Россией на правах аренды. Это соглашение действует до 2050 года, хотя некоторые эксперты не исключают, что уже в скором будущем эксплуатация космодрома будет сведена к минимуму за счет более активного использования двух действующих космодромов, которые находятся на территории России.

Плесецк

Космодром Плесецк — самый северный в мире и единственный в Европе. Он находится в Архангельской области, неподалеку от города Мирный. Космодром был основан в 1957 году как ракетная база, а первый орбитальный пуск с него был произведен в 1966-м. С тех пор с Плесецка было осуществлено более 1660 пусков ракет-носителей, которые вывели на орбиту 2150 аппаратов разного назначения.

Старт ракеты-носителя «Союз-2.1в» с космодрома Плесецк. 10 июля 2019 года

Mil.ru, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

Сейчас Плесецк располагает стартовыми комплексами для ракет-носителей нескольких типов и используется для запуска спутников на различные орбиты, включая геостационарную. Кроме того, Плесецк служит базой для испытания межконтинентальных баллистических ракет.

Восточный

В 2012 году в Амурской области, недалеко от города Циолковский, началось строительство космодрома Восточный. Первый орбитальный пуск с Восточного состоялся в апреле 2016 года, а к маю 2024-го с космодрома стартовали еще 16 ракет-носителей, включая тяжелую «Ангару-А5».

Ракета-носитель «Ангара-А5» стартует с Восточного. 11 апреля 2024 года

Роскосмос

На Восточном ведется активное строительство новых сооружений, а в перспективе космодром планируется использовать для запусков пилотируемого корабля «Орел», разработка которого ведется с конца 2000-х годов, но все еще далека от завершения.

Бывшие космодромы

Свободный

Космодром Свободный был основан как подразделение Министерства обороны в 1996 году. Он располагался в Амурской области, неподалеку от города Циолковский. С марта 1997-го по апрель 2006 года с него были запущены пять ракет-носителей «Старт-1», каждая из которых вывела на орбиту по одному спутнику. В 2007 году космодром был расформирован. Спустя пять лет неподалеку началось строительство Восточного.

Запуск шведского научного спутника Óдин-1 с космодрома Свободный. 20 февраля 2001 года

Капустин Яр

В 1946 году в Астраханской области, в окрестностях железнодорожной станции Капустин Яр, был основан центр для испытания первых советских баллистических ракет. В феврале 1956 года здесь была испытана ракета Р-5М с ядерной боеголовкой.

Геофизические ракеты Р-2А и Р-5А на космодроме Капустин Яр

Mil.ru, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

В 1961 году центр начал функционировать как полноценный космодром, предназначавшийся главным образом для запуска метеорологических и военных спутников. С 1969 года в течение десяти лет Капустин Яр принимал участие в международной программе «Интеркосмос». К июлю 2008-го с этого космодрома был выполнен 101 пуск ракет-носителей. Последние 16 лет Капустин Яр используется исключительно в качестве военного полигона.

Ясный

Старт ракеты-носителя с космодрома Ясный

МКК «Космотрас», CC BY 2.5, via Wikimedia Commons

Космодром Ясный, построенный в 2006 году возле одноименного южноуральского города в Оренбургской области, действовал всего девять лет. Так, с июля 2006-го по март 2015 года с этого космодрома были запущены 10 ракет-носителей, которые вывели на орбиту в общей сложности 90 аппаратов, включая спутники США, Таиланда, Швеции, Южной Кореи и Франции.