В жидком гелии зафиксированы вихри

07 июня 2007 года, 17:44

Специалисты Университета Брауна (Brown University) под руководством профессора Хэмфри Мариса (Humphrey Maris), штат Род-Айленд, США, впервые зафиксировали вихри в сверхтекучем жидком гелии, пишет Science Daily.

Открытие физики совершили случайно, снимая на камеру документальный фильм о движении отдельного электрона. Статья с описанием и снимками треков, которых помогли зарегистрировать вихри, опубликованы в журнале «Физика низких температур» (Journal of Low Temperature Physics).

За путешествием электронов физики следили, соорудив самодельную пузырьковую камеру и заполнив ее жидким гелием. Профессор Марис и его студент Вэй Го (Wei Guo) использовали преимущества пузырьков, образующихся в сверхтекучем жидком гелии по ходу движения свободных электронов. Используя звуковые волны для того, чтобы увеличить пузырьки, и вспышки света определенной длительности и частоты (стробоскопический свет) для их освещения, физики запечатлели следы от взаимодействия электронов со средой на обычную видеокамеру.

Было зафиксировано, что основная масса образовавшихся пузырьков находилась на прямой -  линии движения электрона. Между тем, когда трек проходил рядом с осью вихря, растущие пузырьки, увлекаемые жидкостью, двигались к центру вихря и закручивались в нем. Следя за пузырьками, исследователи смогли впервые сделать видимыми оси завихрения.