Размером с курицу: у редкого динозавра из Британии спустя 150 лет появился родственник

Открытие помогли сделать палеонтологи-любители

15 сентября 2023
Взрослый Vectidromeus insularis мог достигать двух метров в длину, а найденный экземпляр, вероятно, еще детеныш.
Emily Willoughby via EurekAlert!

Команда ученых и любителей палеонтологии под руководством Университетов Бата и Портсмута (Великобритания) открыла новый вид мелких растительноядных динозавров Vectidromeus insularis. Молодая особь размером с курицу оказалась вторым представителем рода гипсилофодонов, найденным на острове Уайт в южной Англии. Что, по мнению экспертов, свидетельствует об их эндемичности: вероятно, эти родственники жили только в Европе и не встречались в Азии и Северной Америке.

Гипсилофодоны были небольшими и очень быстрыми динозаврами, которые достигали в длину 1–2 метров, передвигались на двух задних длинных лапах, (по описаниям ученых, конечности были птицеподобными) и питались растительностью. Жили они около 125 миллионов лет назад в раннемеловой период и соседствовали с тираннозаврами, спинозаврами и игуанодонами. К слову, именно на их примере английский зоолог Томас Генри Хаксли доказывал, что птицы — это современные динозавры.

До сих пор считалось, что существует только один вид этого рода — Hypsilophodon foxii, тоже найденный на острове Уайт, в самой верхней Уэссекской формации (Богатое ископаемыми геологическое образование в Англии. — Прим авт.) более 150 лет назад.

Новые окаменелости опровергли это представление: на этот раз останки нашли ниже на 150 метров, у самого основания формации. Хорошо сохранившиеся спинные позвонки, элементы таза, задних конечностей и хвоста проанализировали ученые. Оказалось, что образец — близкородственный гипсилофодону, но другой вид, который отличается многими деталями тазовых костей.

Этот Vectidromeus insularis, возможно, жил на 2–3 миллиона лет раньше родственника. На момент гибели он был еще молодым динозавром, поэтому ученые предполагают, что он мог бы вырасти еще, и взрослые особи его вида все-таки могли быть побольше, чем современная курица.

Ник Лонгрич

«У нас была любопытная ситуация, когда в одном из первых признанных семейств динозавров был только один вид. А теперь их два».

«Что интригует, так это то, что они не особенно тесно связаны с чем-либо, найденным в Северной Америке, Азии или Южном полушарии, — рассказывает ученый. — Мы все еще пытаемся понять, как все динозавры связаны между собой и как они перемещались между континентами. После распада Пангеи начался долгий период изоляции, что привело к появлению разных видов динозавров на каждом континенте».

Исследователь отметил: хотя исследования на острове Уайт продолжаются уже третий век, находки и открытия динозавров все еще появляются, так как море вымывает всё новые окаменелости из скал. А толщина меловых слоев в этой местности достигает сотен метров и насчитывает несколько миллионов лет.

Такие открытия, по словам ученых, это заслуга местных любителей — коллекционеров окаменелостей, которые постоянно обследуют остров и сообщают палеонтологам о значимых находках. Вектидромеус — это уже седьмой новый вид динозавров, открытый там только за последние четыре года.

Среди британских палеонтологов-любителей, между прочим, есть даже дети. Один юный коллекционер, например, недавно нашел зуб мегалодона.