Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Махровый авангард»: как Арнольд Шёнберг создал новый музыкальный язык, который так никто и не понял

Вклад австрийского новатора в развитие музыки был весьма существенным, но его идеи оценили немногие

23 октября 2023

Арнольд Шёнберг — один из самых обсуждаемых композиторов XX века. Он создал новые язык и метод, которые во многом сформировали музыкальную мысль ХХ века. Vokrugsveta.ru вместе с музыковедом и композитором Анной Виленской рассказывает, почему, несмотря на все заслуги Шёнберга, его инновации оказались тупиковой ветвью музыкальной эволюции, хотя на них и выросли многие выдающиеся композиторы.

«Махровый авангард»: как Арнольд Шёнберг создал новый музыкальный язык, который так никто и не понял

Оскар Кокошка. Портрет Арнольда Шёнберга

Источник:

World History Archive via Legion Media

музыковед

Популяризатор классической музыки, композитор

Серийный композитор

На протяжении почти трех веков основой европейской музыки был лад — мажор и минор. Кто придумал писать тональные композиции, уже никто и не вспомнит. Однако первым запатентовавшим изобретение атональной музыки, в которой отсутствует определенный тональный центр, а созвучия связаны между собой, был австриец Арнольд Шёнберг, родившийся в 1874 году. Его «Три фортепианные пьесы» (1909) — первый пример такой атональности, ставший революцией в композиторской среде.

«Три фортепианные пьесы» (Op. 11)

Но Шёнбергу этого было мало. К 1923 году он решил, что нужно взять 12 клавиш пианино (а в одной октаве их именно 12: 7 белых и 5 черных) и использовать их в такой очередности, чтобы слушатель не понимал, какой из звуков главный, к какому идет тяготение. Такой демонстративный отказ композитора от логики гармонической тональности современные музыкальные теоретики называют «махровым авангардом».

Тем, кто впервые слышал произведения Шёнберга сто лет назад казалось, что логика в них отсутствовала; эти звуки резали слух и выводили аудиторию из себя, ведь публика, по замыслу композитора, не понимала, как в итоге разрешится мелодия. Свой новый метод исполнения Шёнберг назвал додекафония (с греческого это буквально переводится как 12 звуков). Впервые Шёнберг применил додекафонию в «Сюите для фортепиано», премьерное исполнение которой состоялось в феврале 1924 года, причем сыграл эту вещь не сам Шёнберг, а его ученик Эдуард Штейерман.

Сюита для фортепиано (Op. 25)

Мелодией в классической понимании додекафонические сочинения назвать было сложно. Каждый из 12 используемых в них звуков перетягивал одеяло на себя. Шёнберг решил назвать такие сочинения «сериями», а процесс их взаимодействия друг с другом  «серийной техникой». По сути, это баховская полифония с той лишь разницей, что Иоганн Себастьян предпочитал тональные мелодии, а Шёнберг — атональные.

Читайте предыдущие части этого цикла материалов:

  1. Композиторы от бога: разбираемся в эволюции средневековой европейской музыки.

  2. От щедровок до первой оперы: как русский фольклор помогал следить за временем и стал частью классической музыки.

  3. Секрет хита на все века: как наследие композиторов эпохи барокко по сей день влияет на мировую музыкальную индустрию.

  4. Симфонии с нотками психотерапии: 3 звезды эпохи классицизма, изменившие музыку навсегда.

  5. «Гениальный неудачник»: как Франц Шуберт, сам того не ведая, стал первым романтиком и ориентиром для Чайковского.

  6. Трамплин XIX века для современной попсы: как романтизм стал самой важной эпохой в истории музыки.

  7. Наше всё от музыки: почему Петр Чайковский — не гений, но выдающийся европейский композитор.

  8. Женщины на клавишных: 8 композиторов разных эпох, о которых вы вряд ли слышали.

Нововенцы и тишина на пуантах

Шёнберг был не только изобретателем нового музыкального языка, но и одним из крупнейших педагогов ХХ века, учившим своих подопечных этому языку. В довоенной Вене он основал собственную школу, представителей которой называли «нововенцами». Она была не столь представительной и популярной, как школы мастеров XVII–XIX вв., но Шёнберг и не ставил перед собой цель покорить массового слушателя.

«Махровый авангард»: как Арнольд Шёнберг создал новый музыкальный язык, который так никто и не понял

Арнольд Шёнберг, около 1948 года

Источник:

Florence Homolka, Attribution, via Wikimedia Commons

Вместе со своими учениками он организовал Общество частных музыкальных выступлений (Verein für musikalische Privataufführungen) с целью просвещения истинных ценителей экспрессионизма в музыке. Так стараниями Шёнберга произведения авангардных композиторов находили благодарную публику.

Одними из самых преданных учеников и друзей Арнольда Шёнберга, впитавшими его идеи и развившими их в своих сочинениях, были Антон Веберн и Альбан Берг (у современных музыкальных теоретиков даже есть шутка, что Шёнберг предпочитал окружать себя людьми, у которых в фамилии было «бер»).

Самым известным произведением Альбана Берга считается Концерт для скрипки с оркестром (1935). В нем он только частично применил серийную додеканическую технику своего учителя, приправив ее красивыми гармониями. А экспрессионистская опера Берга «Воццек», премьера которой состоялась в 1925 году, произвела сильнейшее воздействие на двадцатилетнего Дмитрия Шостаковича. Он говорил, что именно это сочинение Альбана Берга помогло ему сформировать собственный стиль.

В свою очередь Антон Веберн на основе шёнбергской додекафонии придумал композиторский прием, получивший название пуантилизм. Его смысл заключается в том, что музыкальная мысль передается в виде отрывистых звуков, перемежаемых паузами — кажется, будто кто-то на пуантах делает осторожные шаги.

Антон Веберн. Песня «Звезды — вы серебряные пчелы» (Oр. 25, No. 3). Это яркий пример музыкального пуантилизма

Придумывая свои собственные лады, французский композитор Оливер Мессиан вдохновлялся революционными идеями Шёнберга. Повлияли они и на Игоря Стравинского, использовавшего серийную технику австрийского новатора в своих поздних сочинениях.

Роковое число

Арнольд Шёнберг, родившийся 13 сентября, долгие годы испытывал трискаидекафобию — боязнь числа 13. Его страх принимал самые разные формы, например, композитор назвал свою незавершенную оперу «Моисей и Арон», потому что при использовании правильной формы имени старшего брата Моисея (Аарон) в немецкоязычном названии оперы было бы 13 букв (Moses und Aaron).

С возрастом фобия Шёнберга усилилась и сказалась на состоянии его здоровья. 76-летний композитор умер 13 июля 1951 года. Годом ранее знакомый астролог сообщил ему, что 76-й год жизни станет для Шёнберга роковым, ведь сумма его цифр составляет 13.

Непонятый пророк

Оперу Шёнберга «Моисей и Арон», впервые исполненную уже после смерти композитора, можно назвать автобиографической. В ней автор отождествляет себя с главным героем, пророком, несущим заповеди Господа. Подобно Моисею, столкнувшемуся с непониманием, композитор осознал, что миру не нужны атональность и додекафония. Слушатель не хочет настолько всё усложнять.

«Махровый авангард»: как Арнольд Шёнберг создал новый музыкальный язык, который так никто и не понял

Могила Арнольда Шёнберга в Вене

Источник:

Arnulf Hettrich via Legion Media

Экспериментальный язык Арнольда Шёнберга хоть и стал целой главой музыкальной истории XX века, но не прижился. И композиторы, после некоторых экспериментов с наследием Шёнберга, прислушались к запросам публики и вернулись к тональной музыке.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения