Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Мефистофель в рясе»: какой вклад в музыку внес Ференц Лист — первый в истории пианист-виртуоз

Вдохновившись мастерством скрипача Паганини, он в совершенстве овладел фортепиано и предвосхитил смену музыкальных эпох

2 августа 2023

Ференца Листа называли лучшим пианистом в истории. Поклонницы падали в обморок на его концертах и дрались за его перчатки. Вряд ли все из них осознавали, что что перед ними выступает еще и великий композитор, просветитель, педагог и смелый новатор. А еще он был соткан из противоречий. С детства не любил выступать на потеху публике, но долгие годы зарабатывал этим на жизнь. Принял сан, но до старости попадал в скандальные истории. Был то добрым и щедрым, то высокомерным и капризным. На упреки он отвечал просто: «Наш век болен, и мы больны вместе с ним».

«Мефистофель в рясе»: какой вклад в музыку внес Ференц Лист — первый в истории пианист-виртуоз
Анри Леман. Портрет Ференца Листа. 1839
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

Чудо-ребенок и его великие учителя

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в венгерском городке Доборьян (ныне — коммуна Райдинг на востоке Австрии). Он был единственным ребенком в семье Адама Листа, служившего чиновником при дворе князя Эстерхази Николауса II, и Анны-Марии Лист, дочери австрийского пекаря. Адам Лист был музыкантом-любителем и рано начал обучать сына игре на фортепиано. Уже в восьмилетнем возрасте лет Ференц выступал в домах знатных особ.

В то время придворным музыкантом у Николауса II служил Йозеф Гайдн, который сразу распознал в мальчике большой талант. При финансовом содействии Гайдна Адам Лист смог в 1822 году отвезти Ференца в Вену для дальнейшего обучения. В столице Австрийской империи Лист учился игре на фортепиано у одного из лучших преподавателей того времени — композитора Карла Черни, а теорию музыки ему преподавал Антонио Сальери. Свой первый концерт в Вене Ференц дал в декабре 1822-го, а вскоре его одаренность оценил еще один великий композитор — Людвиг ван Бетховен, который, по легенде, поцеловал мальчика в макушку.

В 1823 году Листы переехали в Париж, где их ждал неприятный сюрприз: Ференца не приняли в Парижскую консерваторию, поскольку он был иностранцем. В итоге мальчик брал частные уроки у консерваторских преподавателей Антонина Рейхи и оперного композитора Фердинандо Паэра. На жизнь для семьи тоже зарабатывал Ференц — его концерты пользовались успехом у парижской публики. Тогда же Ференц сочиняет свои первые произведения, самым заметным из которых была опера «Дон Санчо, или Замок любви», поставленная в Париже в октябре 1825 года. Через несколько дней после премьеры Листу исполнилось 14 лет.

Частые выступления во Франции и на гастролях в европейских странах утомляли мальчика и плохо сказывались на его здоровье. В 1827-м отец решил отвезти Ференца на отдых к морю. Они остановились в городе Булонь-сюр-Мер, где Адам Лист заболел брюшным тифом и скоропостижно скончался. Убитый горем Ференц играл на его похоронах.

Смерть отца серьезно повлияла на Листа. Он вернулся в Париж к матери и на несколько лет практически отказался от выступлений. Вместо этого он зарабатывал частными уроками музыки — юноша часто пропадал у учеников с утра до самого вечера. В это время он пристрастился к курению и алкоголю. В 1828 году Ференц влюбился в одну из своих учениц, но ее высокопоставленный отец, занимавший пост министра торговли, потребовал прекратить этот роман. После этого Лист тяжело заболел (в одной из парижских газет даже появился его некролог), а утешение попытался найти в религии. Сочинением музыки в эти годы он практически не занимался, зато много читал, восполняя пробелы своего общего образования.

Июльская революция 1830 года пробудила Листа от охватившего его оцепенения. В тот год он сделал наброски «Революционной симфонии» (она так и не была окончена) и встретился с композитором Гектором Берлиозом накануне премьеры его новаторской «Фантастической симфонии». Творчество Берлиоза впоследствии оказало заметное влияние на оркестровые сочинения Ференца Листа. Примерно в тоже время Лист познакомился и с Фридериком Шопеном.

«Листомания»

Поворотный момент в жизни Ференца Листа произошел в апреле 1832 года, когда он посетил концерт великого Никколо Паганини. Мастерство скрипача-виртуоза настолько поразило Ференца, что он задался целью достичь такого же совершенства в игре на фортепиано. Годы практики помогли ему стать первым в своем роде пианистом-виртуозом. Лист также перерабатывал для фортепиано произведения других композиторов, включая Паганини и Берлиоза.

После нескольких лет затворничества он снова начал выступать. Мастерство и особая манера игры Листа поражали зрителей. Популярности способствовала и романтическая внешность Листа: высокий, стройный, длинноволосый и обладавший природным магнетизмом, он производил неизгладимое впечатление на публику.

«Мефистофель в рясе»: какой вклад в музыку внес Ференц Лист — первый в истории пианист-виртуоз
Йозеф Данхаузер. «Ференц Лист у рояля». 1840. Композитор от природы обладал длинными и сильными пальцами, что позволяло Листу мастерски исполнять самые сложные произведения
Источник:
Wikimedia Commons

В 1830-х Ференц Лист часто давал концерты в салонах для высшего общества. Он привнес много новшеств в профессию пианиста. Так, Лист первым стал давать сольные концерты и сидеть за роялем, повернутым боком к зрителям. Для выступлений он выбирал самые эффектные произведения, часто свои собственные, чтобы продемонстрировать мастерство. В результате пианист стал так популярен среди женской аудитории, что поэт Генрих Гейне назвал это явление «листомания». Девушки охали и падали в обморок при виде маэстро, а когда перед выступлением Ференц снимал с рук перчатки и театрально бросал их на пол, зрительницы буквально дрались за них.

В 1834 году пианист познакомился с графиней Мари д'Агу, которая была старше его на шесть лет. У них случился роман и вскоре замужняя Мари забеременела и ушла от мужа. Пара уехала в Швейцарию, а затем в Италию. Эти странствия вдохновили Листа на создание цикла фортепианных пьес под названием «Годы странствий» (Années de pèlerinage), который он впоследствии пополнял.

Пьеса Часовня Вильгельма Телля из цикла «Годы странствий»

Мари родила музыканту дочерей Бландину и Козиму и сына Даниэля, тоже музыкально одаренного мальчика. Козима Лист впоследствии вышла замуж за Рихарда Вагнера. С 1839 года Ференц и Мари жили раздельно из-за плотного гастрольного графика Листа, а спустя пять лет они окончательно расстались.

К 1840 году Ференца Листа считали лучшим пианистом в истории. Он выступал в Ирландии, Португалии, Турции, а в 1842-м, 1843-м и 1847 годах выступал в России. Концерты Листа-пианиста посетили музыкальный критик Владимир Стасов, композиторы Александр Серов (отец художника Валентина Серова) и Михаил Глинка. Стасова и Серова игра Листа потрясла, а вот Глинке знаменитый виртуоз не понравился. Листа же так впечатлила опера Глинки «Руслан и Людмила», что он переложил для фортепиано «Марш Черномора».

«Марш Черномора». Фортепианная версия Листа для исполнения в четыре руки

Со временем Ференц стал выступать реже, чтобы сосредоточиться на сочинении собственной музыки. К 1847 году он практически прекратил концертную деятельность, впоследствии его публичные выступления были исключительно благотворительными.

«Мефистофель в рясе»: какой вклад в музыку внес Ференц Лист — первый в истории пианист-виртуоз
Каролина Витгенштейн (1819-1887)
Источник:
Wikimedia Commons

Во время своего третьего визита в Российскую империю композитор познакомился с Каролиной Витгенштейн, супругой князя Николая Витгенштейна. Ее брак был неудачным — к моменту знакомства с Листом Каролина и ее супруг уже 10 лет жили порознь.

Композитор влюбился в княгиню, которая ответила на его чувства и уехала с Листом в Европу. Но, будучи ревностной католичкой, княгиня настаивала на законном браке. Для этого нужно было получить разрешение русского императора и Папы Римского на развод с ее первым мужем. В итоге бракоразводный процесс растянулся на целых 14 лет, но замуж за Листа Каролина так и не вышла.

Веймарский период

В 1848 году Лист стал капельмейстером при княжеском дворе в Веймаре, получив возможность сосредоточиться на творчестве. Следующие несколько лет стали самыми плодотворными в жизни Листа-композитора. В Веймаре он написал симфонии «Данте» и «Фауст» (впоследствии он не раз обращался к сюжету о Фаусте и Мефистофеле), а также стал родоначальником нового жанра — симфонической поэмы. Это одночастная симфония, вдохновленная определённой темой: исторической личностью, произведением искусства, пейзажем. Среди самых известных симфонических поэм Листа обычно упоминаются «Гамлет», «Мазепа», «Орфей» и «Битва гуннов». Всего же он создал 13 таких произведений.

Симфоническая поэма «Битва гуннов»

В целом композитор предпочитал программные произведения — музыку без слов, но с конкретной темой, определяющей ее содержание. Он считал, что это дает автору свободу творчества и при этом не позволяет критикам слишком вольно интерпретировать произведение. Лист был сторонником синтеза искусств — и этим предвосхитил музыку эпохи модернизма.

Ференц Лист также возродил и популяризовал древнегреческий жанр рапсодии. В его интерпретации рапсодии представляют собой фортепианные фантазии на народные темы. В течение почти сорока лет Лист создавал «Венгерские рапсодии» — цикл из 19 произведений на основе венгерского и цыганского фольклора.

Венгерская рапсодия № 2, самая известная в цикле, была написана в 1847 году

Помимо сочинения своей музыки признанный виртуоз помогал молодым композиторам, стремившимся к новаторству. К нему в Веймар приезжали за поддержкой многие будущие знаменитости. Тогда же Лист занимался преподаванием и устраивал бесплатные открытые уроки.

Еще одним занятием Ференца Листа была просветительская деятельность. Он мечтал открыть великих композиторов прошлого и современности для широкой публики. С этой целью он поставил в Веймарском театре несколько десятков опер композиторов разных эпох. Среди них были произведения Глюка, Моцарта, Верди, Берлиоза, Вагнера и Доницетти, а сам Лист выступал в качестве дирижера. Он также написал множество статей, посвященных вопросам музыки и месту творческого человека в обществе. В 1859 году император Австро-Венгрии Франц Иосиф I возвел Листа в рыцарское достоинство, но своим титулом композитор не пользовался, а в 1867 году передал его своему дяде Эдуарду.

«Мефистофель в рясе»: какой вклад в музыку внес Ференц Лист — первый в истории пианист-виртуоз
Ференц Лист дает концерт в присутствии императора Франца Иосифа I и его семьи
Источник:
Album via Legion Media

В 1861 году Ференцу Листу пришлось покинуть Веймар. Местная публика осуждала его скандальные отношения с Каролиной Витгенштейн, которая никак не могла добиться развода, и не понимала его просветительских устремлений. В его семейной жизни в то время настала черная полоса: в 1859-м скончался сын Даниэль, а в 1862 году умерла дочь Листа Бландина.

Свадьба с Каролиной Витгенштейн в Риме, запланированная на 22 октября 1861 года, в день 50-летия Листа, не состоялась, поскольку и муж Каролины, и император Николай I отозвали согласия на развод, а на родовые имения княгини в России был наложен арест. Религиозная Каролина восприняла это как знак греховности связи с Листом. С тех пор она жила одна, но оставалась в хороших отношениях с Листом до его смерти.

Аббат Лист

Тяжелые переживания привели к тому, что Лист снова начал искать утешения в религии. В 1865 году он даже принял в Риме постриг, вступив в низшие ряды католического духовенства. Он предпочитал носить сутану и называл себя «аббат Лист». В этот период Ференц Лист писал в основном церковную музыку: мессы и произведения для органа. В 1860-х появились и оратории Листа «Христос» и «Легенда о святой Елизавете».

Впрочем, по мнению музыковеда Гарольда Шонберга, Лист никогда не воспринимал религию всерьез. С мирской жизнью он действительно не порвал: композитор время от времени принимал участие в музыкальной жизни Рима, а в 1866 году сочинил музыку для церемонии коронации Франца Иосифа и его супруги Елизаветы как короля и королевы Венгрии.

«Мефистофель в рясе»: какой вклад в музыку внес Ференц Лист — первый в истории пианист-виртуоз
Фотопортрет Листа работы Надара. 1886 год
Источник:
AGB Photo Library via Legion Media

В 1869-м Лист получил приглашение вернуться в Веймар и проводить там мастер-классы по игре на фортепиано. Двумя годами позже такое же предложение поступило из Будапешта. С тех пор и до самой смерти Ференц Лист жил на три дома в Риме, Веймаре и Будапеште.

Обета безбрачия композитор не давал, поэтому у него случались романы, оборачивавшиеся скандалами. Так, в 1871 году эксцентричная польская пианистка Ольга Янина грозилась застрелить Листа и покончить с собой. Впоследствии она написала несколько книг о своих отношениях с Ференцем Листом. В них не было почти ни слова правды, но публика отнеслась к этим романам благосклонно. К Листу же приклеилось прозвище «Мефистофель в рясе». Возможно, оно было связано не только с неоднозначной репутацией композитора, но и с его любовью к «Фаусту».

Мефисто-вальс № 1. Всего Лист написал четыре мефисто-вальса, три из них — в 1880-х. Последний остался незавершенным и был впервые опубликован только в 1955 году

В 1875 году в Будапеште официально открылась Королевская музыкальная академия — Лист стал ее президентом. Предполагалось, что он также возглавит оркестр Национального театра и поселится в Будапеште. Но в Венгрии Лист по-прежнему бывал лишь наездами, давая уроки студентам, и никогда не работал с театральным оркестром.

«Мефистофель в рясе»: какой вклад в музыку внес Ференц Лист — первый в истории пианист-виртуоз
Памятник Ференцу Листу в Веймаре
Источник:
hwo / Getty Images

Здоровье пожилого композитора постепенно ухудшалось. В 1881 году Лист упал с лестницы и провел в кровати два месяца, но так полностью и не восстановился после этого инцидента. Композитор страдал от астмы, бессонницы и проблем с сердцем, но продолжал работать и путешествовать. Незадолго до смерти он побывал в Великобритании и выступил перед королевой Викторией.

Летом 1886 года Ференц Лист посетил ежегодный вагнеровский фестиваль в баварском Байройте. Его друг и зять Рихард Вагнер умер в 1883-м, и организацией фестиваля занималась дочь Листа и вдова Вагнера Козима. Там Ференц Лист подхватил пневмонию, от которой скончался 31 июля. Спустя несколько дней 74-летнего композитора похоронили на городском кладбище Байройта.

Произведения, написанные Листом в последние годы жизни, отличались экспериментальностью и предвосхищали приемы композиторов XX века: Клода Дебюсси, Антона Веберна, Белы Бартока и Арнольда Шёнберга. «Не будь Листа на свете, вся судьба новой музыки была бы другая», — считал Владимир Стасов.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения