Люди употребляли алкоголь на протяжении тысячелетий. Исторические записи свидетельствуют о том, что алкоголь был неотъемлемой частью многих древних цивилизаций, от Месопотамии и Египта до Древней Греции, Китая, империй майя и инков.
В древнем Шумере, например, пиво играло важную религиозную, экономическую и политическую роль. Его преподносили в качестве подношения богам, чтобы обеспечить процветание, использовали в качестве оплаты за труд на масштабных строительных проектах, а также раздавали представителям элиты на пирах и празднествах, чтобы укрепить социальную сплоченность и иерархические структуры. В шумерском эпосе о Гильгамеше даже рассказывается история о том, как Энкиду, подобному животному, дают пиво, чтобы он стал по-настоящему цивилизованным человеком.
Основываясь на этих и других доказательствах, некоторые ученые предположили, что алкоголь мог быть одним из главных факторов в возникновении крупных стратифицированных обществ. Эта «пьяная» гипотеза утверждает, что наше стремление к опьянению не является эволюционной ошибкой, а исторически приносило культурную пользу, которая перевешивала вредные для здоровья и общества последствия.
Кросс-культурный анализ
В новом исследовании учёные из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology) в Лейпциге проверили эти утверждения с помощью кросс-культурного анализа.
«Гипотеза о пьянстве действительно интригует, но до сих пор она не была проверена количественно в разных культурах. Это связано с тем, что археологические свидетельства употребления алкоголя очень фрагментарны, а письменные источники относятся только к уже сформировавшимся сложным иерархическим обществам», — рассказал Вацлав Грчирж (Václav Hrnčíř), научный сотрудник, который инициировал и провел исследование, опубликованное в Humanities and Social Sciences Communications.
Исследовательская группа использовала самые современные методы сравнительной этнологии и причинно-следственного анализа. Они собрали данные о потреблении традиционных ферментированных напитков в 186 этнографически описанных обществах по всему миру с разным уровнем политической сложности.
«Чтобы понять связь между алкоголем и культурной сложностью, мы использовали статистические модели, учитывающие различные возможные объяснения произошедшего. Эти причинно-следственные методы, по сути, помогли нам отделить роль алкоголя от других ключевых факторов, которые могли повлиять на политические структуры, таких как интенсивность сельского хозяйства и продуктивность окружающей среды», — говорит Анджела Чира (Angela Chira), соавтор исследования.
Алкоголь как один из многих факторов
Исследование выявило положительную взаимосвязь между употреблением ферментированных напитков и более высоким уровнем политической сложности. Однако после учета возможных искажающих факторов, особенно в сфере сельского хозяйства, эффект оказался незначительным.
Хотя в исследовании не рассматривались конкретные механизмы, закономерности в межкультурных данных показывают, что алкоголь мог влиять на политическую сложность, как описано в гипотезе о пьянстве. Например, политические элиты могли использовать алкоголь как инструмент для мобилизации рабочей силы, создания альянсов, а также для получения и укрепления власти и авторитета.
«С другой стороны, относительно слабый сигнал указывает на то, что пьянство, вероятно, не было основной причиной возникновения сложных обществ», — говорит Грчирж.
Наконец, авторы отмечают, что исследование было сосредоточено на роли слабоалкогольных напитков в непроизводственной среде. В современном мире, где алкоголь доступен в неограниченных количествах, включая крепкие дистиллированные напитки, а употребление алкоголя стало более уединенным и изолированным, опасность употребления алкоголя в некоторых случаях может перевешивать его потенциальную социальную пользу.
Ученые изучают не только древние привычки, касающиеся алкоголя, но и еды. Например, недавно выяснили, что люди приносили на вечеринки 11 тысяч лет назад.