Обмен милыми фото котиков и собак — это вовсе не пустая трата времени. Это, оказывается, социальный ритуал, аналог ухаживания у пингвинов, которые приносят камушки понравившимся партнёрам. К такому неожиданному выводу пришли исследователи из Университета Конкордия (Канада), а свои открытия опубликовали в
«Создание, потребление и распространение контента с животными стало социальным феноменом. Это давно вышло за рамки рекламы товаров для питомцев», — поясняет соавтор исследования Зейнеп Арсель.
Учёные провели десятки интервью и проследили за тем, как люди обмениваются фото и видео с животными. Выяснилось: такие «пушистые» сообщения в личной переписке или соцсетях создают цифровую аффективную встречу — онлайн-опыт, который вызывает позитивные эмоции и укрепляет эмоциональные связи. Это касается и дружбы, и романтических отношений, и даже односторонней привязанности к блогерам или звёздам (т. н. парасоциальных связей).
У исследователей получилась целая трёхступенчатая модель эволюции котоконтента:
1. Индексация — когда кто-то присылает фото своего котика в личку или закрытый чат. Это символ привязанности, как сказать: «Смотри, как мило. Подумал о тебе».
2. Реиндексация — когда снимок уходит дальше: например, кто-то шлёт его другу с фразой «Это ты, когда голодный». Появляется личный подтекст, ассоциации и память.
3. Деконтекстуализация — это когда фото становится мемом и живёт самостоятельной жизнью. Личное исчезает, но массовый отклик растёт.
Картинки с котиками и собаками стали новой формой социальной близости. Неважно, отправляете ли вы мем с собакой, которую «так и не отпустило», или кота, который «осуждающе смотрит на вашу жизнь» — в любом случае вы налаживаете связь. А в современном мире, где тепло общения ценится особенно остро, пушистые — на передовой эмпатии.
Ранее мы рассказывали о том, как кот Пеппер помог выявить неизвестный штамм ортореовируса.