В 1700 году Соединенных Штатов Америки в том виде, в котором мы знаем их сегодня, еще не существовало, как и паровых двигателей, но это не мешало людям пересекать Атлантический океан и добираться из Европы в Америку и обратно. Миссионеры, колонисты, торговцы и самые разные люди пересекали бескрайние — и зачастую опасные — просторы Атлантики, и эти путешествия занимали много времени.
Без GPS, точных хронометров, появившихся только в 1761 году, и надежных карт моряки были вынуждены ориентироваться с помощью компаса, секстанта, небесных тел, личного опыта и предположений. Это означало, что у судов не было гарантированного времени прибытия при отправлении в Америку и Европу или из них.
Даже когда неточности в навигации и составлении карт не приводили к задержкам, это часто случалось из-за погоды, поскольку морякам приходилось иметь дело со штормами, айсбергами или туманом. Все эти факторы, менявшиеся от сезона к сезону, в лучшем случае увеличивали продолжительность плавания, а в худшем — могли стать причиной кораблекрушения.
Конечно, время в пути зависело и от судна. На это влияли такие факторы, как вес корабля и перевозимых грузов, размер и форма корпуса, а также количество парусов. Более легкие суда двигались быстрее тяжелогруженых того же типа, но свою роль играли и конструктивные особенности. Например, хотя галеон был меньше и легче, тяжелый линейный корабль в аналогичных условиях пересек бы Атлантику быстрее — благодаря более продуманной конструкции.
За какое максимально быстрое время корабль мог пересечь Атлантический океан?
Расстояние от побережья Северной Америки до Ла-Манша составляет около 3000 морских миль (5 556 километров). Фрегаты и другие военные корабли обычно развивали скорость от 4,5 до 6 узлов (скорость в один узел составляет 1,85 км/ч, так что речь идет о показателе в 8,3-11,1 км/ч). Таким образом, в идеальных условиях самые быстрые парусники начала XVIII века могли пересечь океан в западном направлении (от Европы до Америки) примерно за 20–28 дней.
При этом путешествие на запад обычно было заметно быстрее обратного, поскольку направлявшиеся к побережью Северной Америки суда могли использовать стабильно дующие попутные северо-восточные пассаты. Эти ветры вкупе с относительно спокойными водами в южной части Северной Атлантики позволяли судам поддерживать более-менее постоянную скорость на протяжении всего пути. На обратном пути судам могли помочь западные ветры, но они дуют севернее, в более опасных водах, и не столь постоянны.
Впрочем, речь идет лишь о самых быстрых кораблях своего времени и максимально благоприятных условиях. На практике парусным кораблям нередко случалось добираться из Европы в Америку и обратно больше месяца или даже двух.
Так, знаменитое торговое судно «Мейфлауэр», на борту которого в Северную Америку в 1620 году прибыли основатели Плимутской колонии, добралось от Плимута до полуострова Кейп-Код за 66 дней. Двумя веками позже, когда ориентироваться в океане стало проще, антирекорд установил лайнер «Даймонд» — путь из Ливерпуля в Нью-Йорк занял у него 100 дней, хотя в то время пассажирские суда обычно укладывались в 20–30 дней.
О том, как пароходы изменили трансатлантические перевозки, читайте в нашем материале.