Несколько десятилетий назад эти группы собирали стадионы и большие клубы, стены которых буквально выгибались изнутри от битком набившихся поклонников. Собирают и сейчас — но нынче закрепился стереотип, что в наши времена на концерты звезд русского рока и метала 1980–1990-х по инерции ходят лишь престарелые поклонники и что играется там исключительно «золотое старье».
Это совсем нет так — многие рок-звезды отнюдь не закапсулировались в славном прошлом и до сих пор могут порадовать хорошими песнями как старых, так и молодых фанатов. В доказательство мы собрали топ-10 интересных альбомов, которые отечественные «динозавры рока» записали за последние 15 лет.
«Пилот» — «Кукушка» (2016)
Лидер группы «Пилот» Илья Кнабенгоф, известный как Чёрт, наделен умением задеть какую-то тонкую струну в душе, красиво рассказать о томлении и романтике странствий духа. А еще он любит крутые перепады в своем творчестве — мягкую фолково-шансонную «Кукушку» Чёрт выпустил сразу вслед за хардкорным «Изолятором» (2015).
У «Пилота» есть несколько очень тяжелых альбомов, прекрасных в своей мощи и выразительности, укомплектованных песнями лаконичными, но в то же время емкими и динамичными. Но время от времени Кнабенгоф разбавляет подобные альбомы работами легкими и лиричными, такими, как «Кукушка». На территорию городского романса и фолка его заносило уже неоднократно — достаточно вспомнить знаменитую «Сказку о Прыгуне и Скользящем», выпущенную «Пилотом» в далеком 2001 году, а также сольное творчество Чёрта.
«Кукушка» как раз больше всего похожа именно на сольные альбомы Кнабенгофа — это очень мягкие, раздумчивые вещи, под завязку набитые кухонной философией, но в то же время прекрасно ложащиеся на ухо. В основе — обычная дворовая песня, но аранжированная под рок-группу. Некоторые композиции усложнились благодаря использованию народных инструментов и этнического хора, но это все тот же старый добрый «Пилот».
Песня «Разбойничья» с альбома «Кукушка» (Пилот — тема / YouTube)
«Кукушка» прекрасно сочетается с зимним настроением, с чаем, одеялом и горящим камином. Мир «Кукушки» — это круговерть событий, образов, страстей и беспорядочно надерганных мыслей, смешавшихся в одно сплошное зыбкое марево, пляшущее перед глазами. Все — внезапно, врасплох, через край и наугад, без четко определенной цели, но с теплящейся неясной надеждой.
«КняZz» — «Предвестник» (2015)
Творчество Андрея Князева — что раньше в «Короле и Шуте», что сейчас, в группе «КняZz» — заслуженно пользуется огромным успехом поклонников как минимум по двум причинам.
Во-первых, восхищает его неистощимая фантазия — Князев вытаскивает истории из рукава с ловкостью опытного престидижитатора. Во-вторых, подкупает нарративность, можно даже сказать, кинематографичность его текстов. В небольших песнях Князь умудряется разворачивать цельные и захватывающие сюжеты, каждый из которых можно было бы «разархивировать» до рассказа, а то и повести.
«Предвестник» стал пятым по счету альбомом коллектива «КняZz», созданного Андреем Сергеевичем после его ухода из «КиШ» в 2011 году. В свое время эта работа произвела фурор среди поклонников — некоторые даже заговорили, что это шедевр уровня «Акустического альбома» (1998), обеспечившего переход «Короля и Шута» из андеграунда в мейнстрим. Оба альбома роднит отход от тяжелого риффового звучания в пользу мягкого материала. Именно такой Князь — акустически-лирический — многим нравится больше всего.
«Предвестник» раскрывается постепенно — материал требует вслушивания и постижения. Но когда «въезжаешь», то начинаешь восхищаться этими песнями — ведь они прекрасны и мелодически, и текстами. Стоит во время прослушивания закрыть глаза, и перед глазами начинает кружить вихрь образов: черти, разбойники, привидения, деревенские пьяницы, шуты, картежники, безумные ученые, скоморохи, лесная нечисть, колдуны, вурдалаки… Эти персонажи они живут, противоборствуют, пылают страстями на потеху публике.
Песня «Проклятие колдуна» с альбома «Предвестник» (КняZz — тема / YouTube)
Примечательно, что три песни «Предвестника» — «Портной», «Кукловод» и «Шоу фриков» — представляют собой единую историю с общими героями. Это давало надежду, что это «трамплин», «разминка» перед следующим альбомом, который станет концептуальной рок-оперой. Увы, пока что Андрей Сергеевич рок-оперой своего авторства нас до сих пор не порадовал…
«Северный Флот» — «Всё внутри» (2014)
После внезапной смерти летом 2013 года Михаила Горшенёва оставшиеся музыканты группы «Король и Шут» закономерно не стали продолжать под этим названием и переименовались в «Северный Флот». Используя творчество в качестве самотерапии, они продолжили работу над новым альбомом, начатую еще в последние дни жизни Горшка. В итоге, дебютник нового-старого ансамбля, получивший название «Всё внутри», был представлен на суд поклонников в октябре 2014-го.
Когда годом раньше фанаты услышали блеклую и неинтересную песню «Стрелы» — первую, вышедшую под маркой «Северного Флота», — то многие из них решили, что если парни продолжат в том же духе, то слушать их больше не стоит. Однако это именно тот случай, когда окончательный продукт оказался куда лучше, чем можно было ожидать.
Альбом «Всё внутри» по-хорошему поразил. В первую очередь тем, что музыка «Северного Флота» ушла на огромное расстояние от того, что делал «Король и Шут». Пересечения можно обнаружить разве что в инструментальной композиции «Танцуй, король», музыку которой сочинили еще при Горшенёве. Все остальное совершенно другое — и достаточно самобытное.
Вместо разудалых панк-сказочек, исполнявшихся прошлой инкарнацией ансамбля, мы слышим серьезные песни, проникнутые мрачным экзистенциальным настроением. Им очень идет плотное, угрюмое «метальное» звучание в лучших традициях финской рок-сцены с ее тяжестью и мелодизмом.
Фронтмен Александр «Ренегат» Леонтьев здорово поет и играет на гитаре, лирика его сочинений тоже вполне на уровне. Лучшие песни («Надвигается Северный Флот», «Рожденный убивать», «Харон», «Старый крысолов», «Красные реки») просто вминают своей мощью, да и «Стрелы» в новой аранжировке звучат значительно лучше.
Песня «Красные реки» с альбома «Все внутри» (Severny_Flot / YouTube)
Альбом «Всё внутри» наглядно показал, что ребята не сломались от перенесенного ими тяжкого удара, а с блеском продолжили свое дело. Впрочем, выше этой планки группа впоследствии прыгнуть не сумела — дебютник, по мнению многих, так и остался самым сильным, хотя, конечно, и на следующих трех альбомах «Северного Флота» тоже есть достойные вещи.
«Пикник» — «Чужестранец» (2014)
Когда неискушенные люди впервые слышат группу «Пикник», то поначалу ее песни способны даже оттолкнуть своей сложностью. Однако затем происходит глубокое и приятное погружение в сюрреалистичные и притягательные миры фронтмена группы Эдмунда Шклярского. Его сочинения прекрасны своей суровой красотой, а при их прослушивании в воображении встают странные ландшафты, населенные причудливыми существами, в облике которых смешались божественное великолепие и отталкивающее уродство — все, как мы любим у «Пикника».
Однако у поклонников, давно следящих за творчеством группы, сложилось противоречивое отношение к альбомам, выпущенным «Пикником» после «Мракобесия и джаза» (2007) — последнего, участие в котором принял безвременно умерший клавишник Сергей Воронин, который к тому же был искусным аранжировщиком. При нем каждый альбом группы получался изысканной барочной игрушкой, ладной и изящной, но после кончины Воронина слушатели стали жаловаться, что музыка группы заметно упростилась.
В этом плане «Чужестранец» напоминает о лучших днях «Пикника», ибо данная работа, очень богатая мелодически и аранжировочно, почти не имеет слабых мест. Сквозной темой альбома стало вынужденное странничество каждого человека. Все мы, как известно, являемся мимолетными гостями на этой земле и поэтому должны относиться к окружающей нас реальности как чужестранцы, спокойно и отстраненно — все песни альбома, так или иначе, вертятся вокруг этого нехитрого тезиса.
Странник Шклярского, он же главный лирический герой — смешной остролицый человек в длинном плаще, цилиндре и в красном шарфе, отчужденно пробирающийся по улицам больших городов, безучастный к суете вокруг себя. Он тихо идет к неведомой цели и лишь иногда его худое лицо озаряется загадочной усмешкой.
Песня «Чужестранец» с одноименного альбома («Пикник» / YouTube)
В процессе прослушивания «Чужестранца» в воображении порой рождается мрачная картина: герой приходит на мертвую планету, цивилизация которой убита каким-то глобальным катаклизмом. Он видит разбитый вдребезги город, площадь — и ни малейшего присутствия других живых существ! Кругом разрушенные здания, груды битого кирпича, оплавленные остовы машин. А посреди площади висит на покосившемся столбе громкоговоритель и оглашает могильную окрестность музыкой. Песнями группы «Пикник».
«АукцЫон» — «Мечты» (2020)
«Мечты» — последний на данный момент вышедший альбом прославленного психоделического петербургского коллектива. И звучит он для группы, основанной в конце 1970-х, прямо-таки возмутительно свежо и интересно, лишний раз подтверждая, что «АукцЫон» продолжает оставаться одним из самых интересных коллективов русскоязычной рок-сцены.
Творчество группы «Ы» делится на два четко разграниченных периода — то, что они делали в 1980–1990-х, очень отличается от нынешнего этапа, начало которому ознаменовал альбом «Девушки поют» (2007). Произошел отход от броскости, эффектности и, если угодно, «хитовости» в пользу гораздо более сложной музыки — усложнились мелодика, аранжировки, стало больше чисто джазовых и авангардных «фишек». Многим такой «Ы» нравится даже больше, чем старый.
После «Девушек» группа выпустила достойные альбомы «Юла» (2011) и «На Солнце» (2016), но «Мечты» превзошли их. Присущая «АукцЫону» «странность» достигла здесь апогея. Музыка (в основном написанная вокалистом-гитаристом Леонидом Фёдоровым) и тексты (в основном — авторства клавишника Дмитрия Озерского) идеально сочетаются друг с другом, а изобретательность аранжировок заставляет аплодировать.
Композиции сконструированы таким образом, что дают возможность блеснуть мастерством всем восьми инструменталистам группы — не превращаясь, однако, в беспорядочный навал и накат, радуя совершенством и гармонией формы. Да, это авангард — но авангард вполне дружественный для неискушенного слушателя.
Песня «Спасательный круг» с альбома «Мечты» (АукцЫон / YouTube)
Впрочем, для того чтобы оценить песни с этого и других альбомов группы, их нужно услышать на концерте. Вживую «АукцЫон» трансформирует свои произведения, которые в студийном варианте существуют в как бы «заархивированном виде», в длинные сюиты. Почти каждую песню они превращают в непредсказуемую долгую импровизацию, показывая вполне джазовую манеру звукоизвлечения.
Начало каждой композиции — как старт увлекательного путешествия, когда заранее не знаешь, куда тебя приведут. Именно поэтому «АукцЫон» сейчас, возможно, лучшая из концертирующих групп в России.
«Алиса» — «Посолонь» (2019)
Этой работе предшествовали большие ожидания, связанные с тем, что до ее выхода лидер «Алисы» Константин Кинчев «выставил на мороз» гитаристов Игоря Романова и Евгения Лёвина, заменив их «юным дарованием» Павлом Зелицким.
Дуэт Романов/Лёвин участвовал в записи восьми альбомов группы, вышедших в 2005–2016 гг. Многие фанаты активно критиковали их, доказывая, что с уходом в 2003-м гитариста классического состава Андрея Шаталина «Алиса» утеряла свой исконный звук и стала звучать, как ухудшенная копия германского коллектива Rammstein.
А вот игравшего на концертах группы гитариста с блюзовым прошлым Зелицкого хвалили за то, что он, дескать, «возродил тот самый дух старой „Алисы“». Многие предрекали, что первый лонг-плей группы с его участием станет настоящей «бомбой».
На тот момент последними альбомами «Алисы», нравившимися большинству поклонников, были «Пульс хранителя дверей лабиринта» (2008) и «Ъ» (2009). Затем в течение пяти лет группа выпустила три подряд маловыразительных и мелодически тусклых пластинки: «2012» (2011), «Саботаж» (2012) и «Цирк» (2014) — однако даже на них было по две-три «хуковых» вещи, бравших за душу.
В 2016-м «Алиса» неожиданно наваяла «Эксцесс». Это оказался достойнейший во всех отношениях и яркий альбом — видимо, сказался перенесенный в том году Кинчевым инфаркт: экзистенциальная ситуация обострила его творческие возможности.
А затем командир группы затеял перетасовку состава, игравшего к тому моменту уже почти полтора десятилетия. По совести, замена Романова и Лёвина на Зелицкого не слишком сказалась на звучании — разве что в музыке стало чуть больше блюзовости. Но основной автор песенного материала остался ведь прежним — поэтому свойственная поздней «Алисе» мелодика практически не изменилась. Никуда не делись и узнаваемые тексты, состоящие из привычных мифологем — дождь, север, чудо, пожар, руны, хоровод, апрель, лукавый, война, крест и т. д.
И тем не менее «Посолонь» — очень крепкая работа, честно отражающая внутренний мир столь незаурядного автора, как Константин Кинчев. К ней просится определение adult-oriented rock — каждая из этих песен представляет внутренний монолог немолодого человека, который легче всего понять его ровесникам.
Тексты композиций полны поколенческой рефлексии, размышлений о пройденном пути, тяжелых мыслей об окружающем мире. Размышления о небесном Абсолюте, о природе добра и зла, политическая сатира, бытовые зарисовки и щепотка юмора тоже в наличии.
Песня «Леший» с альбома «Посолонь» (alisachannel / YouTube)
Объем этого «батального полотна» получился внушительный — пятнадцать песен общей продолжительностью свыше 1 часа 20 минут. Так что «Посолонь» лучше осваивать в три-два подхода — при вдумчивом прослушивании неброская красота этой работы откроется слушателю в полной мере.
«Кипелов» — «Жить вопреки» (2011)
Валерий Кипелов и названная по его фамилии группа выпустили «Жить вопреки» в 2011 году, спустя шесть лет после предыдущей работы «Реки времён» — в ту пору такие перерывы между альбомами динозавров рока и металла еще казались слишком большими. Преобладающее мнение тогда было таково: музыканты слишком тянули, но в итоге переусердствовали с перфекционизмом.
Если говорить о конкретных претензиях, то нынешний состав «Кипелова» не слишком обременен композиторскими талантами и запоминающихся мелодий наваял для альбома не так уж и много, а одной лишь тяжестью и экспрессией подачи задачи не решишь. С другой стороны, «Жизнь вопреки» может похвастаться умными и изобретательными аранжировками. Чувствуется, что их оттачивали в течение очень долгого времени и результат того стоил — практически в каждой песне можно найти интересные нюансы.
«Жизнь вопреки» ознаменовала значимый момент — в этой работе «Валера Саныч», как его ласково именуют поклонники, в текстах (которые поэтесса Маргарита Пушкина в большинстве случаев делала при его соавторстве) сосредоточился на личностных вопросах и переживаниях. Налицо уход от канонов жанра хеви-метал, когда тексты обычно посвящаются подростковой тяге к инфернальному, научной фантастике, пресловутым драконам и рыцарям и т. д.
На этом альбоме особо выделяются три вещи. «На грани»: цепляющая мелодия, изысканная аранжировка, проникновенная, по-настоящему поэтичная лирика. «Безумие»: сплав прогрессивных элементов, довольно оригинальных мелодических ходов, опять глубоко продуманной аранжировки и хорошего текста. «На крутом берегу»: снова в большом количестве возвращаются прогрессивные элементы, щедрой рукой и весьма уместно рассыпанные по музыкальному полотну. В тексте же, как ни странно, слышатся отзвуки Высоцкого. Под конец идет явная перекличка с первой песней, заглавной — таким образом работа закольцовывается и превращается в замкнутый мирок, живущий по своим правилам.
Песня «На крутом берегу» с альбома «Жить вопреки» (PlanetCaravan91 / YouTube)
«Чайф» — «Кино, вино и домино» (2013)
Когда группа «Чайф» выпустила в 2006-м альбом «От себя», то старые слушатели были немного разочарованы. Музыканты уже не пытались никого удивить, сделав ставку на подчеркнутую «винтажность» и «ностальгичность». С этим можно было бы смириться, окажись на альбоме несколько свежих хитов. Но их там не оказалось — разве что «Ангел», но и он не дотянул. Безусловно, все песни очень теплые, душевные — но совершенно неяркие…
Однако сотворив спустя семь лет «Кино, вино и домино», группа вполне исправилась. Назвать этот альбом неярким язык не поворачивается: композиции исполнены лихости, драйва, молодецкого задора, доброты, искренности и незлобивого юмора. Это песни человека, который давно уже перешагнул пятидесятилетний рубеж, но относится к возрасту без особой рефлексии и первым готов пошутить над своей «олдовостью».
Мелодии, лирика, неповторимый «чайфовый» вайб — все здесь на высоте. Потенциальных хитов на альбоме тоже оказалось много: «Тут, в самом сердце тук», «Поменялся», «Река-море», «Почтальон», «Секрет», «Нет горизонта». Конечно, эти песни очень выигрывают в живом исполнении: лучший «Чайф» — «Чайф» концертный. Как всегда, они берут задушевностью — такой мощный взаимный обмен любовью между музыкантами и залом мало где можно встретить.
Песня «Почтальон» с альбома «Кино, вино и домино» (Валерий Яшин / YouTube)
«Браво» — «Навсегда» (2015)
Вышедший десять лет назад альбом «Навсегда» достойно завершил дискографию легендарной московской рокабилли-группы — после него «Браво» выпустили лишь сборники раритетов, лучших хитов и переиздали некоторые ранние свои магнитоальбомы.
«Навсегда» адресован слушателям, которые были вместе с группой с конца 1980-х. Это песни человека, пережившего кризис среднего возраста, смирившегося с ходом времени, но продолжающего смотреть на жизнь с оптимизмом. С годами музыка «Браво» все больше напоминает старое вино — столь же вкусная и пьянящая. Евгений Хавтан и его коллеги очерчивают границы мира, находиться в котором и уютно, и привычно. Мира, где дуют теплые ветры, идут земляничные дожди, а лунный флот несет своих пассажиров прямиком в Париж и дальше — в Шангри-Ла.
Можно сказать, что «Навсегда» создает вайб 1950–1960-х — но не реальных, а из альтернативного мира, представленного нам в винтажных кинолентах тех лет. Ну а лучше всего понять и прочувствовать этот альбом можно людям, обуянным страстью к «Перемене мест» — недаром песня с таким названием открывает альбом. В целом же трек-лист здесь очень ровный — все композиции одинаково хороши. Но лучшей, наверное, является «Земляничный дождь», где Хавтану подпела вокалистка Яна Блиндер.
Песня «Земляничный дождь» с альбома «Навсегда» (Браво / YouTube)
Сыграно всё с неимоверным задором и драйвом, плотно, жестко, с оттягом. Хотя солидный возраст группы внушает почтение, но «Браво» совершенно не производит впечатление музейного экспоната. Атмосфера ретро не может затмить того факта, что участники группы смело используют все современные технологии и внимательно следят за музыкальной модой, не чуждаясь в аранжировках различных примет современности.
Идеальная пластинка для жаркого лета.
«Крематорий» — «Охотник» (2021)
На тридцать восьмой год своего существования «Самый Веселый Ансамбль» выдал удивительно сильный альбом, который был бы под стать не динозаврам рока, а молодой, злой и голодной группе. Возраст «Крематория» и его бессменного лидера Армена Григоряна здесь не чувствуется ни минуты.
Не секрет, что лет семнадцать назад Григорян разогнал так называемый «классический» состав своей группы и набрал музыкантов нового поколения, мастерски владеющих всеми современными приемами звукоизвлечения. После этого ушел в прошлое тот старый, и как считают многие фанаты, «фирменный» хипповско-разгильдяйский звук, присущий «Крематорию» в 1980–1990-х — новая версия группы заиграла гораздо тяжелее и плотнее.
«Охотник», впрочем, соединяет в себя все лучшее из обеих эпох «Крематория». Если открывающий альбом тяжелый боевик «Бар „Под дулом револьвера“» бьет слушателя наотмашь, то уже следующая за ним «Среда» отличается мягким звучанием и беззлобно-иронической лирикой.
В дальнейшем баланс «света» и «тени» соблюден идеально — жесткие композиции хорошо разбавляются более мягкими и эксцентрическими; слушатель тем временем переживает богатый спектр чувств и эмоций. «Тяжеляк» и «мрачняк» соседствует с очень прозрачными, мелодичными и душевными песенками: блюз, рок-н-ролл и городской романс.
Лирический герой Григоряна не может похвастаться личной и бытовой устроенностью, его мотает по миру и бросает в разные злоключения, ему приходится переживать разнообразные неудачи — но он при этом не теряет оптимизма и находит в себе силы жить дальше. Переживаемые им чувства герой передает в богатой гамме самых разных настроений — от похмельного кошмара в «Судье» до эпических высот «Снегов Арарата». Самое же главное — знаменитый кладбищенский юморок Армена Сергеевича никуда не пропал.
Песня «Среда» с альбома «Охотник» (/ YouTube)
Остается только сожалеть, что на концертах группа этот альбом почти игнорирует, предпочитая исполнять «золотое старье». Это прискорбно, поскольку нынешний состав «Крематория» лучше всего «заточен» именно под вещи с более современным звуком, нежели под старое творчество. Наверняка многие фанаты с большим удовольствием услышали бы тот же «Бар „Под дулом револьвера“», чем в сотый раз «Таню» или «Последний шанс».