История
Апостолы, избранные Христом, составляли ядро миссии Евангелия, начавшейся с проповеди и укреплённой их подвигом. Собор двенадцати апостолов был установлен ранней Церковью в IV веке, когда стала ясна необходимость почитать их единым праздником.
Византийские храмы, включая величественный Собор двенадцати апостолов в Константинополе, подтверждают древность этой традиции. Со временем праздник закрепился и на Руси, где приобрел местный оттенок, включая память князе Петра Ростовского и Иркутского архипастыря Софрония. Эти фигуры связали память о двенадцати учениках Христа с духовным наследием русского народа.
Соборы епархий Биробиджанской и Тверской были добавлены в XX веке, отражая соборность Церкви на всех её уровнях. Т
Значение и традиции
Центральное значение праздника заключается в почитании и признании апостолов как основателей Церкви и первозданных проповедников. Литургия сопровождается чтением тропарей, связывающих образ апостолов с молитвой за единство и спасение мира. После службы совершается чин освящения воды и хлеба — символы духовного укрепления и телесной поддержки верующих.
В этот день читаются акафисты Христовым ученикам, а также памяти преподобного Петра и святителя Софрония, укрепляя духовную связь поколений. В многих приходах проходят молебны с водосвятием в честь местных епархиальных святых — Биробиджанских и Тверских угодников.
Народ традиционно приносит милостыню бедным и нуждающимся, повторяя образ апостольского служения среди человеческих нужд. День воспринимается как крепкий духовный оплот — опираясь на подвиг апостолов, народ укрепляется в вере и любви.
Память святых
Апостолы Пётр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев, Симон Зилот и Матфий — избранные Христом ученики, которые несли Евангелие на разные народы. Они основывали Церкви, проповедовали языкам и часто принимали мученическую смерть за верность, кроме апостола Иоанна, оставшегося живым и завершившего служение в глубокой старости. Их подвиг стал основой устава новозаветной Церкви — единство, любовь и служение.
Преподобный Пётр, царевич Ростовский (Ордынский) — русский святой XII–XIII века, отказался от монашества и мирской власти, посвятив себя молитве и отказу от мирских благ. Он стал символом отказа от мирского величия и обретения внутренней свободы. Его образ напоминает о ценности духовного пути и смирения.
Святитель Софроний Иркутский — архипастырь, пострадавший за веру в начале XX века. Его прославление в 1918 году подчеркнуло роль Церкви как источника духовной устойчивости и борьбы веры. Он вдохновляет примером пастырской любви и жертвенности.
Собор святых Биробиджанской и Тверской епархий — включает множество праведников, мучеников, монашествующих и мирян, прославленных за наречение добра, учительство и миротворчество. Их память укрепляет связь Церкви с конкретной землёй и народом.
Как отмечался этот день на Руси раньше
На Руси 13 июля начинали утренней Литургией и крестным ходом с иконами двенадцати апостолов. Вода и хлеб после освящения раздавались прихожанам и нуждающимся, символически соединяя духовную и телесную заботу. В селах слышались проповеди о стойкости и любви — слова апостольских наставлений передавались устно у семейных очагов и на сходах.
Принятие причастия в этот день приравнивалось к приобщению к Церкви апостолов и отечественных святых. Работу в полях и романтические развлечения ограничивали, отдавая день молитве и тишине. Народ собирал травы и освящал их, связывая здоровье с духовной защитой. Вечером семьи вспоминали подвиги апостолов и местных праведников, укрепляя духовную идентичность народа.