«Продал свою душу — не жди, что дёшево выкупишь».
В театре «Особняк Дашков, 5» роман Ф. М. Достоевского впервые предстал в формате, максимально соответствующем его внутренней природе, — в виде иммерсивной драмы. Премьера спектакля прошла в сентябре 2024 года, и за полгода «Преступление и наказание» показали более ста раз для пятнадцати тысяч зрителей. Загадочное иммерсивное шоу посетили не только поклонники театральных экспериментов, но и известные представители индустрии, музыканты, актеры, продюсеры и блогеры: Анфиса Чехова, Дмитрий Журавлёв, Эльдар Джарахов, MONA, Лена Летучая, Евгений Сангаджиев, Дилара Зинатуллина, Илья Куруч, Анет Сай и 10AGE, Артем Муратов, Виктор Щетков, Валентин Сидоров, Карен Адамян, Лиза Шакира, Леша Янгер, Катя Конасова и Василий Бейнарович.
Никого из зрителей спектакль не оставляет равнодушным: «Преступление и наказание» оставляет ни с чем несравнимые впечатления, а для многих посещения театра сравнимо с сеансом психотерапии, который помогает прожить подавленные эмоции.
Режиссер
Режиссером-постановщиком иммерсивной драмы по мотивам великого романа в современном прочтении выступил Владимир Мирзоев, известный своими работами в театре имени Станиславского и театре имени Вахтангова, а также работой над российскими сериалами «Топи», «Внутри убийцы» и, вызвавшим противоречивые отзывы среди зрителей, сериалом «Преступление и наказание» на Кинопоиске.
В «Особняке Дашков, 5», где с 2016 года идут иммерсивные постановки, у зрителя есть возможность насладиться «экстравагантным и психоделическим» видением режиссера в новом для него формате иммерсивного шоу в мистическом и загадочном особняке 19-го века. Как отмечают театральные критики «именно иммерсивный спектакль „Преступление и наказание“ Владимира Мирзоева отличается атмосферой, вниманием к деталям (скрупулезная подготовка публики, костюмы, реквизит, пластика), погружением в особый потусторонний мир и в итоге попаданием в точку».
Формат
Иммерсивный формат спектакля позволяет зрителям не просто наблюдать за происходящим, а буквально становиться его частью. В особняке XIX века, который сам по себе создает атмосферу мистики и напряженного ожидания, исчезает традиционное разделение на сцену и зал. Здесь действие разворачивается во всех пространствах здания одновременно. Зрители свободно перемещаются между комнатами, выбирают собственный маршрут и точку наблюдения — иногда на расстоянии вытянутой руки от актёров. А самые внимательные получают шанс попасть в «personal experience» — эпизоды тет-а-тет с персонажем, раскрывающимся по-новому только при личной встрече. Именно такие эпизоды создают то особое погружение, которое отличает спектакль Мирзоева от всего, что зрители привыкли видеть в классическом театре.
Главный герой, Родион Раскольников, предстаёт перед зрителями расколотым на три очень разные личности. Помимо драматургической задумки такое решение имеет вполне физическое выражение: протагонист романа оказывается в нескольких пространствах Особняка одновременно. Он существует сразу в нескольких комнатах, временах, состояниях — зрителю предоставляется уникальная возможность буквально заглянуть внутрь персонажа.
В иммерсивной драме хорошо считывается стиль режиссера, который объединяет все его работы, как в театре, так и в кино: Мирзоев создает мрачные Вселенные, в которых стирается грань между реальностью и сном, между «Преступлением и наказанием» и другими произведениями Достоевского, а то и вовсе шекспировским «Гамлетом». Так, в диалогах героев появятся фрагменты из «Братьев Карамазовых», «Идиота», «Записок из подполья» и «Дневника писателя».
Три Раскольникова, десятки комнат и одно преступление, невольным свидетелем которого становится каждый зритель.
Спектакль можно смотреть, не читая роман, однако важно иметь представление о его сути. В иммерсивной постановке отсутствует привычное линейное повествование: здесь каждый зритель сам выстраивает свою версию спектакля, словно собирая мозаику. Кто-то следует за линией Раскольникова и получает цельное представление о развитии героя, а кто-то погружается в детали, наблюдая за эпизодами, которые в классических адаптациях обычно остаются за кадром.
Чтобы полностью прожить опыт, необходимо отказаться от спешки и стремления охватить всё сразу. Только замедлившись, зритель по-настоящему погружается в реальность спектакля и получает главный опыт — возможность оказаться внутри произведения.
Команда
В творческую команду под руководством Владимира Мирзоева также вошли режиссер Ольга Бараняй, художник-постановщик Алиса Меликова, художник по костюмам Екатерина Белая, художник по свету Никита Черноусов. Большое значение в шоу играет танец и пластика в постановке петербургского хореографа двукратного лауреата премии «Золотая маска» Ксении Михеевой, которая также сыграла загадочную роль Сущности. Музыка к шоу написана композитором Александром Каменским.
Главная интрига спектакля — это ответ на вопрос, так сильно терзавший Раскольникова: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Чтобы найти ответ на этот вопрос у зрителей есть время до 31-го мая.
Возрастное ограничение: 18+
Даты показов в апреле и мае: 18-20, 24–26 апреля, 1-3, 8-10, 16-18, 22-25, 29–31 мая
Продолжительность спектакля: 3 часа