Ожившие шедевры русской живописи», на которой авторы благодаря новейшим технологиям и саунд-дизайну вдыхают новую жизнь в полотна Васнецова, Левитана, Билибина, Врубеля и других мастеров. Это настоящий путь героя — через бескрайние просторы, дремучие леса и сказочные города, — который зритель проделывает сам, попадая в чудесные миры. Рассказываем, что вас ждет на этом пути.
Зал 1: «Русская ширь — начало странствия»
Первое, что встречает зрителя, — бескрайность. Просторы, которые кажутся безграничными, как сама русская душа: золотые поля, прозрачные реки, высокое небо, написанное кистью Левитана и Поленова, Саврасова и Васильева.
В этом зале пейзаж — не просто фон, а живое пространство, наполненное движением. Над вами проносится ковер-самолет, вдали мелькают силуэты богатырей, а из полей доносятся песни Леля, которому подпевает, кажется, всякая травинка. Мы слышим шепот прошлого, шепот былин, шепот рассказов о подвигах. И этот шепот зовет.
В этом зале особенно ясно ощущается, почему ширь для русского человека — не просто географическая категория, а состояние духа. И почему размах свойствен нам во всем — в радостях, в делах, в стремлении к подвигам. Картины Шишкина с опушками леса и Коровина с бескрайними далями небес и полей словно приглашают шагнуть дальше, посмотреть, что же за богатырской заставой, пройти по тропинке, которая ведет вглубь мифа.
Даже воздух здесь кажется другим — напоенном запахом луговых трав и свежестью утреннего ветра. Это не просто пейзажи, а врата в мир, где реальность и сказка переплетены нераздельно.
Залы 2 и 3: «Лес. Испытание — выбор пути»
От светлых просторов дорога неминуемо уводит героя (и вас вместе с ним) в чащу — темную, загадочную, полную тайн. Лес в русской культуре — место испытаний, где герой встречает своих проводников и противников. В этом зале оживают иллюстрации Билибина, мрачные фантазии Врубеля, сказочные сюжеты Васнецова.
Через лесные чащи с полотен одного великого русского живописца проносится ступа с Бабой-Ягой кисти другого мастера, её избушка поворачивается к вам скрипучим фасадом, а картины сливаются и создают единый антураж, как будто так и было задумано. Как будто на рубеже XIX–XX вв. художники писали одну большую общую картину, взаимно обогащая друг друга образами.
Деревья с полотен Шишкина шевелятся: кто появится среди них — миловидные мишки, знакомые с детства, или пугающий билибинский всадник тьмы? Меж стволов мерцают глаза волка: он друг или враг? Шорохи, крики птиц, треск веток — звуковой ландшафт усиливает ощущение тревожной тайны. Из волн Айвазовского выныривают призрачные русалки: можно ли им верить, помогут ли они, или только затянут глубоко в пучину? Здесь зритель оказывается на перепутье — как в сказке, где герой стоит перед камнем с надписью: «Налево пойдешь — коня потеряешь, направо — голову сложишь…».
Выбор пути становится метафорой внутреннего испытания. И в зависимости от того, как ты его преодолеешь, какие качества проявишь, ты получишь в награду либо небытие, либо мудрость в виде проводника и помощника (будь то говорящий медведь, волшебный клубок, древний старец или мистический волк-оборотень). Они и укажут дорогу, в конце которой герой обретает все, о чем мечтал.
Зал 4: «Тридевятое царство — обретение смысла»
И вот, пройдя сквозь чащу, странник попадает в место, где сказка становится явью. Мы можем видеть тут Москву кисти Куинджи или Псков Горбатова, но по задумке это символический град Китеж — невидимый, но существующий где-то за гранью реальности. Тут соседствуют полотна Рериха с их мистическим светом, роскошные терема Билибина, у которых появляются обитатели — утонченные персонажи Врубеля.
Здесь пируют цари и заморские гости, а герой, прошедший испытания, наконец обретает то, что искал: не только золото или невесту, но понимание себя. Иван-дурак становится царевичем, потому что прошел свой путь с достоинством и благородством.
В этом зале особенно ясно звучит мысль: сказка — не просто вымысел, а культурный код, в котором зашифрованы вечные истины. И когда под куполом павильона расцветает огненный цветок папоротника, а вокруг звучат древние напевы, кажется, что сам воздух наполнен волшебством.
И чудо в этом действительно есть: ведь шедевральные Сивка-Бурка, Сирин и Алконост, Жар-птица и Птица Гамаюн, Алёнушка и Снегурочка, Кощей Бессмертный и Чёрный всадник, Спящая царевна и Царевна Несмеяна, Царевна-лебедь и Царевна-лягушка, Садко и Русалки, Вольга Святославович и Микула Селянинович, да даже Демон сидящий обретают форму, оживают и становятся практически реальным. И это ощущение делает картины более близкими, понятными, интересными. Живыми!
Выставка «За тридевять земель. Ожившие полотна русской живописи» позволяет в буквальном смысле погрузиться в искусство, войти в него, почувствовать его кожей, услышать дыхание ветра в кронах и трепет света на воде.
Но это не просто мультимедийный аттракцион ради развлечения, а погружение в саму суть русской культуры, русской души. Она напоминает: сказки, которые мы читали в детстве, пейзажи, знакомые из учебников, — все это не цитаты из хрестоматий и не отжившее прошлое, а живая ткань, из которой сплетается наше восприятие мира. И павильон «Карелия», с его резными деревянными узорами, становится идеальным проводником в этот мир. Здесь, среди оживших картин, понимаешь: искусство — не застывшая форма, а дверь. И она открыта для каждого, кто готов шагнуть навстречу чуду.
Выставка будет открыта до 15 января 2026 года.