Первые археологические находки в прошлом году были сделаны еще в первые дни января — тогда в Мексике обнаружили останки древнего ацтекского храма, — да и в целом год прошел для археологов неплохо. «Вокруг света» отобрал самые примечательные открытия.

Храм Шипе-Тотека в Теуакане, Мексика

Начнем с того самого первого в прошлом году открытия. Тогда группа археологов из Национального института антропологии и истории Мексики под руководством Ноэми Кастийо Техеро (Noemí Castillo Tejero) , работая в Археологической зоне Ндачхиан-Теуакан, впервые обнаружила остатки храма, посвященного древнему ацтекскому богу Шипе-Тотеку, также известному как Освежеванный бог. Он был одним из важнейших в пантеоне жителей Центральной Америки в доколумбовый период и почитался как бог силы, владыка сезонов, возрождения и т. д., одновременно насылающий на людей болезни, эпидемии, слепоту и глухоту. Освежеванным он назывался оттого, что, по преданию, для прокорма людей содрал с себя кожу (как кукурузный початок освобождается от оболочки). В жертву Шипе-Тотеку было принято приносить людей, с которых тоже сдирали кожу, чтобы потом жрецы могли использовать ее в религиозных церемониях, в частности облачаться в нее.

Принадлежность раскопанного пирамидального основания и двух алтарей для жертвоприношений, датируемых 1000–1260 гг. н. э., культу Шипе-Тотека археологи установили по найденным тут же характерным атрибутам: каменным головам по 70 сантиметров в высоту и по 200 кг массой с характерно раскрытыми глазами и ртом и каменному телу. Ранее храмов, посвященных этому богу, ученым обнаружить не удавалось.

Фото №1 - 5 удивительных археологических находок 2019 года
Голова и тело, как предполагается, изготовлены из риолита, магматической вулканической породы. Фото: Héctor Montaño, Национальный институт антропологии и истории (INAH)

Древнейшие в Евразии кости Homo sapiens из пещеры Апидима в Греции

По общепринятой версии, ранние Homo sapiens возникли в Африке более 300 тыс. лет назад и стали расселяться по территории Европы лишь 50–70 тысяч лет назад, хотя попытки освоить новые территории за пределами Африканского континента предпринимались и раньше (в частности, в Израиле были обнаружены остатки костей черепа Homo sapiens в возрасте 177–194 тыс. лет).

Так считалось до прошлого лета, когда палеоантрополог Катерина Харвати из Университета Тюбингена не опубликовала результаты исследования, проведенного возглавляемой ею группой ученых. Исследование велось в отношении остатков двух черепов, найденных в пещере Апидима в Греции еще в 1970-е года и названных Apidima 1 и Apidima 2 . С тех пор они лежали в хранилище и ждали, пока до них дойдут руки антропологов. И руки дошли: когда древние кости очистили от породы и тщательно изучили, удалось, в частности, создав 3D -модели осколков черепов, реконструировать их полный вид. Оказалось, что Apidima 2 принадлежал неандертальцу, а Apidima 1 — человеку вида Homo sapiens , то есть нашему с вами далекому предку. Но настоящая сенсация приключилась при проведении датировки костей: в момент обнаружения посчитали, что они, будучи найденными рядом, принадлежат к одному и тому временному периоду, однако метод уран-ториевой датировки показал, что Apidima 2 имеет возраст 170 тыс. лет (и это вполне ожидаемо — другие остатки неандертальцев, обнаруженные в Европе, имеют примерно такой же возраст). А вот Apidima 1 оказался на 40 тыс. лет старше, чем его сосед, и это — настоящее открытие, ведь раньше таких древних остатков сапиенсов в Европе не обнаруживали.

Находка, впрочем, не означает, что человеку разумному удалось закрепиться в Европе на сто с лишним тысяч лет раньше до того, как определило научное сообщество позднее. Скорее, по словам ученых, эта попытка заселения Европы не удалась, и когда сапиенсы исчезли, в той же пещере поселились неандертальцы. Тем не менее Apidima 1 были названы самыми древними остатками Homo sapiens в Евразии.

Фото №2 - 5 удивительных археологических находок 2019 года
Сегодня комплекс пещер Апидима (отмечен маркером) — часть выступающего в море утеса, и к нему можно подобраться только на лодке, а в каких-то сотнях метров от пещер есть гостиницы, рестораны и прочие приметы беззаботной курортной жизни. А вот в памятные лишь редким старожилам времена верхнего плейстоцена (200–10 тыс. лет назад), когда полуостров Мани еще не был освоен греческой туристической отраслью, уровень моря в результате очередного оледенения был на десятки метров ниже и пещера была удобным местом для жизни первооткрывателей этих мест. Изображение: Google Maps

Мегаполис бронзового века в Израиле

В 1977 году в Израиле примерно в 57 километрах от Тель-Авива в районе Эйн-Ирон решили вырыть небольшое водохранилище и обнаружили следы поселения в возрасте более 5000 лет. Его назвали Тель-Эсур и стали неспешно исследовать. Впрочем, пока в том же районе уже в 2017 году не решили построить шоссе и развязку, не было понятно, о поселении какого масштаба идет речь. Тогда археологи исследовали ближайшие окрестности Тель-Эсура, чтобы удостовериться, что строительство не погубит важные археологические памятники, и в 2019 году убедились, что таки погубит. Да не просто памятники, а целый огромный по меркам раннего бронзового века (3000 лет до н. э.) город — крупнейший из когда-либо обнаруженных населенных пунктов того периода в Израиле. Он имел площадь 65 га (примерно два московских Кремля) и плотную застройку, включавшую не только дома, но и храмы, общественные пространства и прочие атрибуты современных городов. Помимо остатков сооружений, археологи обнаружили многочисленные артефакты.

Население города, названного Эйн-Эсуром, оценивают в 6000 человек — ученые Итай Элад, Ицхак Пас и Дина Шалем, руководившие раскопками, назвали его настоящим мегаполисом, «Нью-Йорком бронзового века», жители которого вели активную хозяйственную деятельность и в частности торговлю с соседями. Примечательно, что под городом третьего тысячелетия до нашей эры обнаружились следы еще более раннего поселения, датируемого пятым тысячелетием до нашей эры — это уже халколит, или медный век, переходный период между палеолитом и бронзовым веком. По мнению исследователей, людей в эти места на протяжении тысячелетий привлекали источники, позволявшие заниматься сельским хозяйством и создавать поселения.

Израильское управление древностей, под эгидой которого велись раскопки, создало вот такой видеоролик, позволяющий прогуляться по руинам древнего города. Строительство шоссе не было отменено, но проект переработали таким образом, чтобы сохранить Эйн-Эсур: дороги будут построены на опорах высоко над землей

Безымянная средневековая художница из Германии

Жила-была в монастыре в маленьком немецком городке Дальхайме вблизи Рейна некая женщина — монахиня. Монастырь был невелик — всего на полтора десятка насельниц — а монахиня, помимо молитвы и иных приличествующих ее сану дел, занималась рисованием, причем настолько в этом преуспела, что ей доверяли работать с самым ценным в те времена (речь о периоде 1000-1200 гг. н. э.) красителем — ультрамариновым синим. В Европе в те времена он был крайне редок и дорог, так как сырье для его изготовления — минерал афганский лазурит (его также называют ляпис-лазурью) — добывался, как можно понять по его названию, исключительно в Афганистане (вернее, в Бадахшане, на границе нынешних Афганистана и Таджикистана) и нигде более. Ультрамарин давал наилучший из возможных синий цвет, который в те времена использовался в основном для изображения облачений Пресвятой Богородицы и неба, в частности при создании иллюминированных рукописей.

В возрасте 45-60 лет благочестивая монахиня тихо умерла от естественных причин и была похоронена тут же при монастыре. И жизнь в обители продолжила идти своим чередом, пока в XIV веке монастырь не сгорел и не оказался заброшен и забыт. Откуда же мы знаем эту историю? Из статьи, опубликованной международной группой ученых в издании Science Adnvances в начале января прошлого года. В 2011 году на месте монастыря были обнаружены захоронения — остатки монастырского кладбища. Помимо прочих артефактов, в руки любопытных ученых попала женская челюсть с зубами. А зубы и камень на них — отличный объект для исследований, так как последний позволяет сделать выводы о том, как жил и что ел их бывший владелец. Каково же было удивление исследователей, когда в зубном камне женщины они обнаружили частицы ультрамарина. Как он туда попал? Не ела же она его! Нет, самое простое объяснение заключается в том, что, вероятно, во время работы над рукописью — над изображениями и орнаментами на ней — она брала в рот кисть, чтобы расправить и/или размочить волоски. Все прочие способы попадания ультрамарина в рот, а именно использование красителя для лечения, целование изображений, сделанных с его помощью, работа над его созданием — согласно нынешним нашим представлениям, не могли реализоваться в то время в тех местах.

В чем важность данного открытия? В том, что до этого нам практически не были известны свидетельства того, что женщин допускали к наиболее ответственным работам с рукописями — раньше считалось, что этим занимались исключительно монахи-мужчины. Эта находка доказывает обратное.

Фото №3 - 5 удивительных археологических находок 2019 года
Современница нашей безымянной героини, немецкая монахиня, автор мистических книг видений, духовных стихов, песнопений, трудов по естествознанию и медицине и, по-видимому, тоже художник, Хильдегарда Бингенская (1098-1179) — редчайший (но не единственный) и самый яркий пример средневековой женщины-творца, имя и работы которой были хорошо известны не только при ее жизни, но и по сей день. Сделанное международной группой ученых открытие, описанное выше, показывает, что женщин художников, композиторов и поэтов даже в Ранее Средневековье могло быть гораздо больше, чем мы думаем, хотя их имена и не сохранились. Изображение: Wikimedia Commons —> Современница нашей безымянной героини, немецкая монахиня, автор мистических книг видений, духовных стихов, песнопений, трудов по естествознанию и медицине и, по-видимому, тоже художник, Хильдегарда Бингенская (1098-1179; изображение — миниатюра в средневековом сборнике её сочинений) — редчайший (но не единственный) и самый яркий пример средневековой женщины-творца, имя и работы которой были хорошо известны не только при ее жизни, но и по сей день. Сделанное международной группой ученых открытие, описанное выше, показывает, что женщин художников, композиторов и поэтов даже в Ранее Средневековье могло быть гораздо больше, чем мы думаем, хотя их имена и не сохранились. Изображение: Wikimedia Commons

Ранее неизвестная комната Золотого дома Нерона в Риме

Гуляя по склону Эсквилинского холма в конце XV века молодой римлянин неожиданно провалился сквозь землю и обнаружил себя в «гроте», своды которого были покрыты красочными фресками. Так спустя полторы тысячи лет после постройки были обнаружены остатки огромного дворцово-паркового комплекса Domus Aurea, или Золотого дома, который Нерон задумал возвести после знаменитого пожара Рима в 64 году на месте... собственно, чуть ли не половины Рима.

Площадь комплекса сегодня оценивают в 40-120 га (площадь московского Кремля, напомним, — 28 га). Достроить его Нерон не успел, так как уже в 68 году истощил терпение соотечественников и бесславно погиб. Три следующих императора пытались довести строительство до конца, но не преуспели ни в этом, ни в правлении в целом, так как занимали почетный пост римского императора по нескольку месяцев. А затем — уже при императорах Веспасиане и Тите — сооружения дворца были лишены украшений, частично разрушены, а частично засыпаны землей (то есть, по сути, законсервированы), сверху и вместо них были построены жилые дома и общественные учреждения — амфитеатры (в том числе Колизей), бани, храмы и т. д. Законсервированные комнаты были открыты при описанных выше обстоятельствах лишь спустя полтора тысячелетия, когда свод одного из них провалился. Со временем таких помещений открылось больше и работы по их исследованию и поиску ведутся до сих пор.

Можно ли в одной из наиболее изученных археологических зон в мире, каковой является Рим, открыть что-то никому неизвестное? Оказывается, можно. Это и произошло, когда археологи обнаружили Комнату сфинксов, принадлежащую Золотому дому, — помещение с 4,5-метровым сводчатым потолком, заполненное землей и мусором более чем на половину высоты, стены и своды которого покрыты яркими фресками, в частности изображениями сфинксов — они и дали название этому объекту. Это открытие важно помимо прочего потому, что росписи почти 2000-летней давности сохранились тут в отличном состоянии.

Фото №4 - 5 удивительных археологических находок 2019 года
Обнаруженные в XV–XVI вв. в подземных помещениях фрески оказали немалое влияние на художников того времени, однако влага и грибок, проникшие в помещения при их вскрытии, и неосторожное обращение с археологическим объектом (в отсутствии-то археологии как дисциплины!) стали разрушать росписи. Хуже того, под воздействием окружающей среды стали обрушиваться своды помещений. Тем важнее в наше время обнаружить еще нетронутые помещения и изучить их с использованием современных научных методов и инструментов. Фото: Ufficio Stampa Parco Archeologico Del Colosseo / Wikimedia Commons

Фото в анонсе: Getty Images