В детстве каждый хочет найти сокровища. С возрастом мечта забывается. И зря! Шанс наткнуться на затонувший корабль до сих пор есть. Недавно экспедиция Русского географического общества обнаружила на дне Балтийского моря парусник «Лефорт»
«Лефорт»
ОБЪЕКТПарусный линейный корабль. Спущен на воду 28 июля 1835 года. Вошел в состав Балтийского флота.
Технические характеристики
Длина — 59,8 м, ширина — 15,3 м, глубина трюма — 7,2 м.
Вооружение на 1848 год :
медные 1-пудовые единороги (картаулы), калибр 195 мм — 4
36-фунтовые длинные пушки,
калибр 173 мм — 32
36-фунтовые короткие пушки,
калибр 173 мм — 26
36-фунтовые каронады,
калибр 172 мм — 24
12-фунтовые пушки — 4
8-фунтовые каронады — 6
Принимал участие в практических плаваниях в Балтийском море, Финском заливе и в датские воды. Участвовал в Крымской войне 1853–1856 годов. В 1854-м стоял в готовности на Малом Кронштадтском рейде, чтобы отразить нападение британско-французской эскадры. Противник стремился разрушить Кронштадт и уничтожить Балтийский флот, но потерпел неудачу. «Лефорт» затонул 10 сентября 1857 года во время шторма в 7:30 утра на глубине 64 метра. Это была одна из крупнейших морских катастроф на Балтике. На борту в тот момент находились члены экипажа: капитан, 12 офицеров, 743 матроса, а также 53 матросские жены, 17 детей. Всего 826 человек. Спастись не удалось никому.
Корабль найден экспедицией РГО 4 мая 2013 года.
Это просто клад
За столетия у берегов России затонуло немало кораблей — как отечественных, так и зарубежных. Некоторые из них везли ценный груз, некоторые сами представляют историческую ценность. «Вокруг света» печатает карту подводных сокровищ
Баренцево море
1945 год
(1) Корабль Thomas Donaldson
Место: на входе в порт Мурманска у западных берегов острова Кильдин.
Груз: на борту находились паровозы, самолеты, боеприпасы, а также танки «Шерман».
Статус: найден, не поднят.
Балтийское море
1771 год
(2) Голландская шнява «Фрау Мария»
Место : недалеко от острова Юрмо (Аландские о-ва).
Груз : по одной из версий, 27 картин, заказанных Екатериной II для Эрмитажа, и предметы искусства, купленные для частных собраний русских вельмож. Картины стоили невероятно дорого, поэтому для перевозки их запаяли в свинцовые тубы, которые наглухо закрыли воском. Сегодня стоимость груза оценивается по-разному, одна из возможных оценок 500 миллионов долларов.
Статус : обнаружена финскими дайверами в 1999 году на глубине 41 метр, не поднята, идут тяжбы о правах владения грузом.
1857 год
(3) Парусный линейный корабль «Лефорт»
Место : Финский залив к северу от острова Большой Тютерс.
Груз : перевозил военнослужащих, их семьи и имущество, корабль представляет большую историческую ценность. Сохранился почти не разрушенным, с полным парусным и боевым вооружением.
Статус : найден 4 мая 2013 года, не поднят.
1868 год
(4) Барк «Оркни»
Место : на подходе к Петербургу в современных водах Финляндии.
Груз : по одной из версий, вез 7 млн долларов (по современному курсу — приблизительно 430 млн долларов) в золотых слитках — часть суммы, заплаченной США за покупку Аляски. Возможно, золото осталось в Англии (оно оказалось там, поскольку представители российской власти перевели полученную в долларах сумму в фунты стерлингов и перевезли в Лондон), а судно было намеренно потоплено.
Статус : обнаружен в 1975 году, груз не найден.
Черное море
IV в. до н. э.
(5) Греческое купеческое судно
Место : к югу от Керченского полуострова.
Груз : золото и серебро.
Статус : не найдено.
1854 год
(6) Британский винтовой пароход Рrіnсе
Место : на внешнем рейде Балаклавской бухты.
Груз : по одной из версий, стоимость — 500 000 фунтов стерлингов. Однако английские источники утверждают, что деньги (золото), которые якобы перевозили на корабле, были сняты еще в Константинополе.
Статус : найден в 2010 году, не поднят.
1941 год
(7) Пароход «Ленин»
Место : вблизи Севастополя в районе мыса Сарыч.
Груз : вывозил из Одессы больше 2500 беженцев и груз из 300–400 тонн цветного металла в слитках, а также, по некоторым сведениям, активы Одесской конторы госбанка. Подорвался на мине.
Статус : найден, не поднят.
1941 год
(8) Санитарный корабль «Армения»
Место : предположительно, напротив «Ласточкиного гнезда».
Груз : по одной из версий, ящики с раритетами из крымских музеев, которые эвакуировали на Кавказ. Потоплен немецкой авиацией. На момент гибели судна на борту находились 7000 человек
Статус : не найден.
1944 год
(9) Корабль «Лэрис»
Место : у берегов Крыма.
Груз : вывозил из Севастополя в Румынию музейные ценности — картины, церковную утварь, старинную керамику.
Статус : не найден.
Каспийское море
1722 год
(10) Крупное судно из эскадры Петра Великого
Место : на подступах к Дербенту.
Груз : неизвестен, но само судно представляет большую историческую ценность. Затонуло во время Персидского похода царя Петра I (1722–1723).
Статус : не найдено, планируется поиск при участии РГО.
Восточно-Сибирское море
1648 год
(11) Кочи экспедиции Дежнева
Место : близ мыса Шелагский.
Груз : неизвестен, но сами суда представляют большую историческую ценность. В ходе экспедиции Семена Дежнева был открыт пролив между Азией и Америкой.
Статус : не найдены.
Охотское море
1753 год
(12) Пакетбот «Святой Иоанн»
Место : Курильская мель близ устья реки Озерной. Следовал из Охотска на Камчатку.
Груз : 10 000 рублей, провиант и вооружение.
Статус : не найден.
1754 год
(13) Шхербот «Елизавета»
Место : у берегов Камчатки.
Груз : ценный груз (казна, артиллерия и провиант), перевозимый в Гижигу.
В этот период шли военные столкновения с чукчами, 48 человек из экспедиции отправлялись в гарнизон Анадырска.
Статус : не найден.
Японское море
1856 год
(14) Фрегат «Паллада»
Место : бухта Постовая в Советской Гавани.
Груз : нет, но сам фрегат представляет большую историческую ценность. В 1852–1855 годах совершал плавание из Кронштадта в Японию. Этот рейс описан И.А. Гончаровым в одноименной книге. После выполнения задания списан и затоплен.
Статус : место затопления известно, не поднят.
1906 год
(15) Пароход «Варягин»
Место : подорвался на мине на входе в бухту Суходол Уссурийского залива.
Груз : вез деньги для воинских частей — 60 000 рублей золотом.
Статус : не найден.
Фото: D3 Media, Андрей Дорохин, NASA’S EARTH OBSERVATORY
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2015