Скрытая угроза: 10 крошечных соседей человека, которые действуют исподтишка

Даже самая добросовестная хозяйка, произведя генеральную уборку, не может быть уверена в абсолютной чистоте своего дома

Мой дом — моя крепость. На этой территории человек ощущает себя комфортно, предполагая, что за закрытыми дверями он огражден от всяческих неприятностей.
Но от всех ли? Ведь именно в наших домах бок о бок с нами живут и здравствуют болезнетворные бактерии, зловредные насекомые и микроорганизмы.

Пылевой клещ. Компьютерная иллюстрация

Находясь дома, человек ежедневно вдыхает примерно 500 миллиардов пылевых частиц. А это значит, что ни одна, даже самая аккуратная, хозяйка не может похвастаться абсолютной чистотой своего жилища. Пыль является неотъемлемой частью нашей жизни. Так, на одном квадратном сантиметре пола можно насчитать до 20 тысяч пылевых частиц, содержащих в себе таблицу Менделеева в миниатюре. Это — и алюминий, и железо, и барий, и калий, и литий, и стронций, и фосфор, и даже мышьяк. Правда, все эти элементы имеют очень маленькую концентрацию, что делает их наличие более или менее безопасным для человека.

Кроме этой «неорганики», обитателями нашего дома, причем с «постоянной пропиской», являются «домашние» насекомые, микроорганизмы и бактерии. В принципе их можно вывести при помощи новейших гигиенических и инсектицидных средств, а также — стирки и прожаривания, либо на открытом солнце, либо в специальных жаропрочных шкафах. За многие тысячелетия человек приспособился без особого вреда для здоровья мирно сожительствовать с насекомыми, но если же позволить их колониям размножаться до недопустимых пределов, эти домашние паразиты могут вызвать отравления и хронические заболевания, в том числе аллергию и дерматиты.

Для нормальной жизнедеятельности им очень подходит влажный и теплый климат жилых помещений. Ведь уровень влажности в первую очередь влияет на скорость роста колоний. Дело в том, что клещи адсорбируют и теряют воду через кожный покров, поглощая ее из воздуха специальными железами. Уменьшение ее количества блокирует работу желез. Регулировать температуру «тела» клещ также не может самостоятельно, поэтому идеальными местом для него являются наши дома, где среднегодовая температура комнат составляет +20 — 25°С при влажности 80%.

Домашняя пыль включает множество аллергических компонентов. В ее состав входят: книжная пыль (целлюлоза), фрагменты перьев, хлопок, частички обивки мебели, волосы, шерсть и перхоть животных, а также эпидермис человека, являющийся для пылевых клещей деликатесом. Доля частичек кожи составляет 0,4% от всего количества бытовой пыли. Именно клещи, а вернее их фекалии, являются сильнейшим аллергеном, вызывающим астму, полинозы и ряд других заболеваний.

Клещи — пищевые и пылевые

Скрытая угроза: 10 крошечных соседей человека, которые действуют исподтишка

Цветное изображение сканированного электронным микрографом пищевого клеща (Acaroidea)

East News

200 видов пищевого клеща (Acaroidea), этих существ мелких форм (0,2 мм), распространены по всему земному шару. Наиболее часто встречающиеся в наших жилищах клещи — мучной (Tyrophagus farinae), луковичный (Rhizoglyphus echinopus), сырный (Tyrolichus casei) и винный (Histiogaster bacchus). Эти виды, попадая в пищу, вызывают раздражение стенок желудочно-кишечного тракта, а при вдыхании — астматический кашель.

При неблагоприятных условиях существования клещ может превращаться в так называемый гипопус, покрытый панцирем. Это временное состояние напоминает «спячку». В это время гипопус устойчив к внешним воздействиям, не нуждается в питании и может перемещаться, прикрепившись к другим насекомым или животным. Но при изменении условий в лучшую сторону клещ сбрасывает панцирь, пробуждается к жизни и дает начало роста новой колонии.

Скрытая угроза: 10 крошечных соседей человека, которые действуют исподтишка

Пылевой клещ семействa Pyroglyphidae на кончике иглы.

EAST NEWS

Пылевых клещей семействa Pyroglyphidae всего существует 150 видов. Наиболее часто встречающиеся (70%) — это крошечные, размером 0,1-0,5 мм, дерматофагоидные пылевые клещи (Dermatophagoides Pteronyssinus). Их тело состоит из трех частей: гнатосомы (голова), проподосмы (две первые пары ног) и хистеросомы (нижняя часть).

Жизненный цикл клеща составляет 10 недель. Самка продуцирует 40-80 яиц. Согласно од- ной из гипотез, эти клещи первоначально были постоянными спутниками птиц. Позже они перекочевали в жилища людей и поселились в комфортной для них бытовой пыли. Изображение получено с помощью электронного микрографа.

И другие насекомые

Наши квартиры, изобилующие запасами продуктов питания, книгами, подшивками журналов и газет, забитыми старыми вещами антресолями, мебелью, а также имеющие достаточно высокую влажность и плюсовую температуру воздуха в любое время года, — настоящий «санаторий» для многих видимых для глаза человека насекомых.

Скрытая угроза: 10 крошечных соседей человека, которые действуют исподтишка

Моль Этот представитель семейства бабочковых широко распространен повсеместно. Около 40 видов из них — вредители. Чаще всего в наших домах поселяются 3 вида молей, гусеницы которых портят продукты, особенно крупы, шерсть, мех и мебель.

Скрытая угроза: 10 крошечных соседей человека, которые действуют исподтишка

Древогрызы Свыше 100 видов древогрызов, относящихся к семейству мелких жуков, питаются исключительно сухой древесиной, уничтожая мебель, оконные рамы, подоконники, полы и перекрытия домов.

Скрытая угроза: 10 крошечных соседей человека, которые действуют исподтишка

Мухи Наиболее типичные представители — обычные комнатные мухи (Musca domestica) и дрозофиллы (Drosophila) — плодовые мушки, имеющие вздутые тела и красные глаза. Все мухи являются переносчиками ряда заразных болезней, особенно кишечных, а также яиц глистов.

Скрытая угроза: 10 крошечных соседей человека, которые действуют исподтишка

Книжные черви Книжные сеноеды, или, иначе, книжные черви (Psocoptera). Эти мелкие насекомые, не превышающие в длину 3 мм, обладают отменным аппетитом. Имея грызущие ротовые органы, они становятся бичом книг и гербариев, питаясь крахмалом, клеем переплетов, старыми бумагами и органической пылью.

Скрытая угроза: 10 крошечных соседей человека, которые действуют исподтишка

Муравьи Домовой рыжий муравей (Monomorium pharaonis) — насекомое отряда перепончатокрылых. Гнездится в домах в малодоступных местах, питается любыми органическими веществами. В поисках пищи и воды муравьи прокладывают «тропы» длиной до 12 м. Они повреждают продукты питания, а кроме того, могут быть механическими переносчиками возбудителя дикроцелиоза, вызывающего поражение печени и желчного пузыря.

Скрытая угроза: 10 крошечных соседей человека, которые действуют исподтишка

Тараканы Гигантская армия таракановых (Blattaria) насчитывает более 3 500 видов. Тараканы практически всеядны, а значит — в высшей степени живучи. Эти нежелательные насекомые — разносчики не только микробов и бактерий, но еще — и аллергенов, которые вызывают болезни органов дыхания человека. В домах живет рыжий таракан (Blattela germanica) с длиной тела 13 мм, светло-коричневой окраской щита с двумя темными полосками. И самцы, и самки имеют крылья.

Скрытая угроза: 10 крошечных соседей человека, которые действуют исподтишка

Постельные клопы Постель, где мы проводим 1/3 нашей жизни, является инкубатором для роста и развития постельных клопов (Сimex lеctularius). Коричневое тельце клопа имеет длину от 3,5 до 6,5 мм. На голове находятся два фасеточных глаза, два усика и ротовое отверстие с колюще-сосущим аппаратом. Клоп питается кровью, оставляя на месте укуса болезненную зудящую припухлость. Кроме того, они являются переносчиками инфекционных заболеваний. Клопы ведут ночной образ жизни, скрываясь днем в матрасах, мягкой обивке мебели.

Бактерии

На кухне живут тысячи разных бактерий, три из них палочковидные — сальмонелла (Salmonella), палочка коли (Escyerichia) и кампилобактер (Campylobacter) — весьма опасны для человека и могут вызвать острые пищевые отравления. С ними легко справляются бактерицидные средства, горячая вода и прямые солнечные лучи.

Бактерии сальмонеллы насчитывают около 2000 разновидностей. Длительно сохраняются в окружающей среде: в воде — 120 дней, в мясе и колбасных изделиях — до 100, а в почве — до 500. В мясных, молочных продуктах, яйцах могут активно размножаться, не изменяя их внешнего вида. В организме человека патогенные палочки вызывают инфекционное заболевание — сальмонеллез с тяжелыми проявлениями гастро- и энтероколитов.

Разделочные доски, особенно деревянные — лучший «дом» для бактерий, которые могут жить в трещинках. Ни один тип досок не является безупречным, и все их необходимо тщательно мыть как можно чаще. А лучше всего использовать отдельные разделочные доски для овощей, мяса, рыбы и молочных продуктов.

EAST NEWS

Грязь въедается в клавиатуру компьютерa после того, как вы нажимаете на каждую клавишу несколько тысяч раз. Oна состоит из чешуек кожи, бактерий и следов пищи и поэтому является благодатной средой для бактерий. Грязь накапливается и между клавишами, откуда ее удалять трудно, но необходимо.

EAST NEWS

Застрявшие в губке для мытья посуды частицы пищи — оптимальное место для размножения бактерий, а также идеальное транспортное средство для переноса их с поверхности на поверхность. На обычной поролоновой губке находится более 300 млн. бактерий. Одно касание — и почти 3000 бактерий сразу переселятся на руку.

EAST NEWS

Известно не менее 13 видов устойчивых грамотрицательных микроаэрофильных палочек рода кампилобактер. Они весьма активны в воде при температуре 4°С до 20 дней, в почве и помете птиц — до 30. Палочки коли насчитывают 150 патогенных типов. В воде и почве сохраняются несколько месяцев.

Если бактерии и микроорганизмы постоянно обрабатывать одним и тем же чистящим средством, то неизбежно наступит момент, когда они станут к нему невосприимчивы. А самые сильные из них станут доминирующей популяцией. Наиболее правильным способом борьбы за чистоту является регулярная смена антибактериальных средств.

Безусловно, спорить с тем, что «чистота — залог здоровья», бессмысленно, но все же излишне старательное уничтожение всех бактерий может привести к тому, что организм человека будет терять способность бороться с инфекциями самостоятельно, что сделает его беззащитным перед болезнетворными бациллами и аллергенами. Поэтому в деле достижения чистоты важно не перестараться, здесь гораздо больше подходит золотая середина.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2001, частично обновлен в октябре 2023