Череда жизней: какие метаморфозы ждут насекомых на пути взросления

За свой недолгий век почти все они испытывают несколько удивительных превращений. Посмотрите, как завершают этот цикл стрекозы, цикады, мухи и комары

Век насекомых в большинстве своем очень краток, порой он измеряется лишь несколькими часами. И, словно пытаясь восполнить мимолетность своего существования, почти все они проживают несколько жизней, проходя через цепочку удивительных превращений, всякий раз чудесным образом меняя свой облик и преображаясь по воле непревзойденного чародея — Природы.

Молодая стрекоза дозорщик-император

Несмотря на необычайное разнообразие видов, жизнь свою все насекомые начинают из яйца. В этом «сосуде» находится эмбрион, который развивается, поглощая желток, и постепенно растет, превращаясь в личинку. Яйца некоторых из них прозрачны, и, воспользовавшись микроскопом, можно даже увидеть, как растущий эмбрион поглощает окружающую его жидкость. Наконец, сформировавшаяся личинка покидает яйцо и выходит в мир, где ей предстоят новые перерождения, чтобы стать взрослой особью. А вот какими будут эти перерождения, зависит от вида насекомого.

Стрекозы

Личинки стрекоз — наяды всю жизнь проводят в воде, им не нужно даже всплывать на поверхность, чтобы глотнуть воздуха, поскольку кислород они получают, используя расположенные на конце брюшка жаберные лепестки. От года до пяти лет длится водная жизнь наяд. Все это время они усиленно питаются, растут и линяют.

Но вот настает время последней линьки — время превращений, которые позволят насекомому жить на суше и в воздухе. Наяда выбирается из воды. Лопается вдоль спины и головы ее хитиновый «футляр», сбросив который на свет появляется новая стрекоза. Осторожно высвободившись из прежних «одежек», насекомое подсыхает на ветерке, его сморщенные крылья, наполняясь кровью, расправляются, твердеют, и спустя несколько часов стрекоза уже готова к своему первому полету.

Процесс перерождения (метаморфоза) занимает довольно продолжительное время — порядка двух часов, в течение которых насекомое постепенно освобождается от старой хитиновой оболочки

East news

Из -под жестких покровов наяды появляется беловатое, до конца не сформировавшееся тело будущей взрослой стрекоз ы.

East News

Стрекоза вытягивается, напрягаясь всем телом, и очень медленно выбирается из капсулы

East News

Процесс превращения наяды в стрекозу еще не завершен, тело продолжает формироваться, постепенно окрашиваясь, твердеет хитин

Стрекоза уже приобрела окраску, характерную для взрослого насекомого. Ее «пергаментные» крылья, достигающие 11 см, блестят во всей красе. Ставший ненужным хитиновый панцирь покинут — впереди несколько месяцев жизни в воздухе

Цикады

East News

Нимфа (личинка) цикады на первый взгляд мало чем отличается от взрослого насекомого. У нее почти отсутствуют, находясь в зачаточном состоянии, крылья, да и половая система неразвита.

Нимфы некоторых цикад живут в земле необычайно долго— до 17 лет.

Как и для большинства насекомых, для цикады личиночная стадия развития — это время роста. Несколько раз нимфа линяет, и, пока новые хитиновые «доспехи» не приобрели твердость, насекомое увеличивается в размерах.

Наконец, с последней линькой завершается подготовка к взрослой жизни и нимфа становится цикадой.

Комары

Более сложные метаморфозы ожидают личинок комаров и мух — им, прежде чем превратиться во взрослое насекомое, предстоит еще побывать в роли куколок. Свою «молодость» — в виде личинки — комар проводит в воде. Самка откладывает яички в водоем со стоячей водой, склеивая их, наподобие плотика, который свободно плавает на поверхности какой-нибудь лужи.

Спустя несколько дней из яичка появляется личинка, сильно смахивающая на червячка. Питается «червячок» взвесью, содержащейся в воде, процеживая за сутки до литра жидкости. Через 2—3 недели личинка превращается в куколку. Объем ее маловат, и насекомое лежит в этой капсуле, сложившись пополам, ожидая того момента, когда закончится формирование всех органов, необходимых комару. Все это время оно дышит при помощи специальных трубочек, периодически всплывая к поверхности воды.

Настает момент, когда комар готов покинуть куколку. Капсула всплывает на поверхность, насекомое разрывает оболочку и спешит выбраться из своего заточения. Новоиспеченный комар еще не может летать и использует свою куколку, как лодочку, на которой он дрейфует, опасаясь упасть в воду и утонуть.

Личинки комара обыкновенного (Culex Pipiens) держатся у поверхности воды и дышат через трахейные трубочки

Перелиняв четыре раза, личинки превратились в куколки

Перелиняв четыре раза, личинки превратились в куколки

Куколка, всплывшая к поверхности воды. Из нее вот-вот появится комар

Куколка, всплывшая к поверхности воды. Из нее вот-вот появится комар

Оболочка куколки рвется, насекомое пытается высвободиться из ее объятий

Оболочка куколки рвется, насекомое пытается высвободиться из ее объятий

Над водой показывается голова комара

Над водой показывается голова комара

East News

Воздух, наполняющий брюшную полость, выталкивает насекомое из разорванной оболочки

East News

Новорожденный комар появился на свет. Он еще не может летать, движения его неверны

Мухи

East News

Каждые два дня самка мухи откладывает 100—150 яиц, из которых не более чем через сутки выводятся безголовые личинки.

Пройдет день — полтора, и они начнут линять, раз за разом меняя хитиновую оболочку. Уже на десятый день своей жизни личинки окукливаются. В это время внутри куколки происходят сложные и удивительные процессы.

Все ткани и органы личинки разрушаются. Остаются только сердце, нервная и половая системы — все остальное растворяют и перерабатывают специальные клетки — фагоциты. Продукты этой переработки поступают в кровь куколки и, превратившись в новые клетки, становятся строительным материалом, из которого создаются органы взрослого насекомого.

Весь процесс занимает 3—4 дня — из куколки появляется муха, которая уже спустя трое суток вполне в состоянии откладывать яйца.

На фотографии слева — комнатная муха (Musca domestica) в процессе метаморфоза. Здесь взрослая особь выползает из верхней части своей куколки. Муха вырывается из куколки, перекачивая кровь из желудка в надувной мешок, который надувался из ее головы. Выйдя из куколки, муха надует свои крылья. Подождав 30 минут, пока ее тело затвердеет, она завершит метаморфоз.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2004, частично обновлен в сентябре 2023