Жизнь во имя науки: как Иван Черский превратился из ссыльного революционера в одного из главных исследователей Сибири

Земляком его считают сразу в трех странах

26 мая 2023

В истории российской науки имя прославленного путешественника и натуралиста Ивана Дементьевича Черского занимает особое место. О нем написаны сотни статей, в его честь названы более десяти географических объектов, несколько видов современных и ископаемых животных. Своим выдающимся соотечественником Черского называют поляки, литовцы и белорусы. «Вокруг света» рассказывает о жизни знаменитого исследователя Сибири.

Вид на Байкал с вершины Камень Черского, расположенной у поселка Листвянка
Garn Phakathunya / Alamy via Legion Media

Из дворян в солдаты

Иван Черский появился на свет в 1845 году в деревне Сволна (Свольно) Дриссенского уезда Виленской губернии Российской империи (ныне деревня находится на территории Витебской области Белоруссии). При крещении сын помещика и депутата Витебского дворянского собрания Доминика Черского был наречен Яном Станиславом Франтишком. В 1855 году отец мальчика скончался и дальнейшим воспитанием Яна и его сестры занялась мать. Она обучила мальчика четырем языкам, бальным танцам и музыке. Кроме того, юный Ян проявил талант к рисованию.

В 15 лет будущий первооткрыватель поступил в Виленский дворянский институт (это название носила бывшая городская гимназия). После завершения учебы его ждала карьера и размеренная жизнь помещика в родовом имении. Однако Польское восстание 1863 года резко изменило судьбу Яна. Юноша проникся идеями революционеров и присоединился к партизанскому отряду. Правда, проявить себя не успел, так как был быстро схвачен правительственными войсками и предстал перед судом. Его приговорили к ссылке в Сибирь и бессрочной рекрутской службе в Благовещенске.

Сибирское заточение

Перспектива оказаться рядовым солдатом на Дальнем Востоке пугала Черского. Поэтому во время следования по каторжному тракту он решился дать жандармскому начальнику взятку (пять зашитых в пальто золотых монет), чтобы смягчить свою участь. В итоге юношу отправили служить в Омске.

Иван Черский (1845-1892)
Dipper Historic / Alamy via Legion Media

По дороге Черский познакомился с таким же ссыльным участником польского восстания, кандидатом естественных Александром Чекановским, который увлек его сбором гербариев и окаменелостей. Впрочем, солдатская служба оставляла мало свободного времени для научных занятий. Поэтому Черскому приходилось тайком от начальства штудировать книги, занимаясь самообразованием.

В Омске ссыльному революционеру посчастливилось встретиться с выдающимся путешественником, этнографом и общественным деятелем Григорием Николаевичем Потаниным. Недавно вернувшийся из экспедиции в Среднюю Азию исследователь служил тогда при генерал-губернаторе. Услышав о солдате, знающем несколько языков, он позвал его к себе в гости. Черский был поражен эрудицией и обаянием нового знакомого, рассказывавшего о дальних странах, неизвестных уголках Сибири, служении науке. Именно под влиянием Потанина он стал больше внимания уделять изучению геологии, зоологии и географии. Дополнительное время для самообразования ему удалось выкроить после перевода на должность денщика в офицерском собрании.

В 1869 году Черского в связи с болезнью сердца уволили с воинской службы без права возвращения на родину. После этого он начал преподавать в Омске языки и танцы. Казалось, теперь его ждала жизнь провинциального учителя.

Путь в науку

Однако в Омске Иван Черский не задержался. В 1871 году благодаря хлопотам своих знакомых из Сибирского отдела Русского географического общества он получил разрешение на переезд в Иркутск, где кипела научная жизнь. Здесь, под руководством известного зоолога и географа Бенедикта Дыбовского и Александра Чекановского, он продолжил изучение геологии, зоологии и палеонтологии. Параллельно Иван Черский описывал палеонтологические коллекции Иркутского музея, публиковал статьи, обследовал окрестности города.

Александр Чекановский (1833-1876)
Russian Academy of Sciences, Public domain, via Wikimedia Commons

В 1871 году в Иркутске во время строительства военного госпиталя рабочие наткнулись на бивни мамонта, кости оленей, каменные наконечники стрел. Иван Дементьевич вместе с Чекановским приступил к археологическим раскопкам на месте находок. В первый же полевой сезон ученые пополнили коллекции музея превосходными образцами плейстоценовой фауны. Второй сезон оказался еще более удачным: на большой глубине Черский рядом с небольшими каменными ножами нашел костяные фигурки животных и браслеты, сделанные из бивня мамонта.

Стало очевидно, что это не просто кладбище доисторических животных, а поселение первобытного человека, который охотился на них. Так Черскому выпала честь открыть первый в России палеолитический памятник, получивший название «Военный госпиталь».

Примечательно, что кроме произведений искусства тут были найдены обломки керамических изделий. Долгое время этот факт выглядел странным, так как изобретение керамики ученые относили к эпохе неолита. Впрочем, палеолитические изделия из керамики археологи впоследствии неоднократно находили как в Сибири (Майнинская стоянка на Енисее), так и в Европе (стоянка Дольни-Вестонице, Чехия).

В 1873 году по поручению Русского географического общества Черский совершил экспедицию в Восточный Саян, Кузнецкий Алатау и собрал ценные геологические коллекции, этнографические материалы. В следующем году он отправился на Тункинские гольцы, чтобы установить их связь с Саянскими горами, собирал ботанические коллекции в Китае. Затем предпринял сплав по Иркуту, исследование Нижнеудинских пещер, подробное обследование береговой линии Байкала и составил первую подробную карту побережья озера.

В долине реки Селенги, возле устья Итанцы, Черский обнаружил пещеру, откуда извлек кости косули, человека и сделанный из рога гребень с девятью зубцами. Маститый российский археолог, граф Уваров, получив известие об открытии нового памятника, отнес его к палеолиту.

Маршруты экспедиций Черского по Сибири
Ivtorov, Public domain, via Wikimedia Commons

С 1878 года во многих путешествиях Черского сопровождала супруга Мавра Павловна, урожденная Иванова.

Последний маршрут

Заслуги Ивана Дементьевича перед наукой были отмечены серебряной медалью, малой золотой медалью и медалью Ф.М. Литке Русского географического общества. В 1885 году его пригласили работать в музей Академии наук в Петербурге. В течении пяти лет он изучал кости четвертичных млекопитающих, хранившиеся в музейных коллекциях, написал труд о геологической истории севера Сибири, составил обширное дополнение к V тому «Землеведения Азии» Карла Риттера.

Мемориальная доска в поселке Листвянка
Bogdanov-62, CC BY-SA 3.0 , via Wikimedia Commons

В 1891 году Академия наук снарядила экспедицию в Якутскую область, доверив Черскому ее руководство. Иван Дементьевич, хотя и испытывал проблемы со здоровьем, с юношеским задором воспринял возможность нового путешествия, которое должно было принести новые материалы по геологии сибирского севера. Сперва дела экспедиции шли очень хорошо. Черский преодолел путь от Якутска до Верхнеколымска, регулярно составлял донесения, в которых описывал хребты в верховьях Индигирки и Колымы, приводил сведения о жизни местного населения.

Однако в 1892 году здоровье ученого резко ухудшилось — сказывались долгое пребывание в суровых условиях и обострившийся туберкулез. Несмотря на все трудности, он продолжал вести записи, составлять карты. Понимая, что скоро умрет, Черский завещал жене довести экспедицию до конца. Неутомимый путешественник скончался 7 июля 1892 года и был похоронен в урочище Омолон, на берегу Колымы. Мавра Павловна, следуя воле мужа, продолжила его изыскания.

За 47 лет жизни Иван Дементьевич Черский, так и не получивший университетского образования, стал одним из самых авторитетных геологов и палеонтологов России, внес заметный вклад в ботанику, археологию, этнографию, написал десятки статей, на которые ссылаются по сей день. Имя Черского носят два горных хребта, несколько вершин и ряд улиц в разных городах мира, а его жизнь служит примером беззаветного стремления к знаниям и служения науке.